Цена препарата


Цена препарата

Психология отношения к цене лекарства имеет много сходных черт у людей разных культур и традиций, и она может стать одной из решающих причин отказа от приема лекарств или недоверчивого к ним отношения. В больнице Альберта Швейцера в Ламбарене (Габон) пациенты платили символическую плату за медикаменты, так как, по их мнению, бесплатные лекарства — ненастоящие.

Когда однажды врачи больницы пытались подарить медикаменты больным, те тотчас вернули их со словами, что хотят получать настоящие лекарства. В принципе то же наблюдается в современных цивилизованных государствах. Больные часто негативно относятся к дешевым лекарствам, считая, что хорошее лекарство не может стоить дешево.

И сами отдают предпочтение более дорогим препаратам из продаваемых в свободной (безрецептурной) продаже или, имея несколько прописанных им препаратов, принимают более дорогие. Поэтому врач, зная, что препарат стоит сравнительно дешево, должен обязательно прокомментировать цену, убедив больного в том, что именно этот препарат показан больному, что он достаточно эффективен, несмотря на небольшую цену.

Нередко причиной отказа от приема лекарств служит, как показал специальный анализ причин отказа, и неприемлемо высокая цена препарата.

Высокая стоимость лекарства становится чрезмерной нагрузкой для личного или семейного бюджета больного, и он воздерживается от покупки лекарства или по собственному выбору заменяет его другим, более дешевым. При этом пациент обычно не сообщает врачу об отказе купить лекарство из-за его высокой цены, опасаясь ухудшить мнение врача о себе, проявив снижение готовности следовать рекомендациям врача (compliance).

Для предупреждения такого осложнения врачу необходимо учитывать и финансовые возможности пациента, и цену лекарства. Эта рекомендация соблюдается далеко не всегда.

Вербальные (второсигнальные, по И. П. Павлову) факторы плацебо-эффекта

«Репутация» лекарства среди населения

«Репутация» лекарства среди населения у части больных определяет установку по отношению к лекарству, ожидание его терапевтического действия, веру в него. Хотя вопрос о роли репутации лекарства, насколько известно, научно специально не исследован, можно предположить, что здесь имеется один из своеобразных вариантов моды.

Известны случаи, когда терапевтический эффект препарата или плацебо коррелировал с оптимистической информацией, известной больному до начала лечения от близких, знакомых, бывших пациентов, т. е. немедиков.

Весьма важно поэтому при назначении нового или известного лекарства отметить сходство, если оно есть, с «модным» препаратом.


«Фармако-терапевтические основы реабилитации психически больных»,
под ред. Р.Я.Вовина

Смотрите также: