Детерминизм


Детерминизм

Детерминизм — философское учение о всеобщей универсальной взаимосвязи и причинной обусловленности природных, общественных и психических процессов [Петленко В. П., Фролов И. Т., 1977].

В. И. Ленин писал: «Тысячелетия прошли с тех пор, как зародилась идея «связи всего», «цепи причин». Сравнение того, как в истории человеческой мысли понимались эти причины, дало бы теорию познания бесспорно доказательную»1.

Идея о том, что все возникает и уничтожается закономерно, в результате действия определенных причин, зародилась еще в эпоху античности, однако в явной форме, сознательно принцип детерминизма был сформулирован П. Лапласом в книге «Опыт философии теории вероятности», опубликованной в конце XVIII века. Конец XVIII и начало XIX веков были временем бурного развития физики и механики, геометрии и математики, положения которых распространялись на мир в целом.

Последний исследователи представляли в виде огромной механической системы (мир — машина; человек, растение, животное — тоже машина).

Особое значение в утверждении принципа детерминизма в физиологии и медицине сыграла опубликованная в 1865 г. книга К. Бернара «Введение к изучению опытной медицины».

К. Бернар следующим образом определяет детерминизм:

«Мы признаем всеобщность принципа физиологического детерминизма в живом организме и выразим нашу мысль следующими положениями:

  1. существуют определенные материальные условия, которые управляют возникновением явлений в жизни;
  2. существуют предустановленные законы, которые управляют порядком и формой этих явлений.

Детерминизм есть не что иное, как признание закона — везде, всегда».

Качественно новым этапом в развитии концепции детерминизма явилась выработка теоретических принципов диалектико-материалистического ее понимания в трудах классиков марксизма — ленинизма.

Человеческое познание в своем движении идет от констатации общей картины взаимосвязи и взаимодействия вещей к выделению отдельных его сторон, к разложению взаимодействия на составляющие элементы. В процессе познания возникает картина сложного сплетения связей и взаимодействий, в которых все движется, изменяется, возникает и исчезает. Принцип всемирного универсального взаимодействия вещей лежит в основе марксистского детерминизма.

Ф. Энгельс писал: «Только исходя из этого универсального взаимодействия, мы приходим к действительному каузальному отношению»2.

В специальной (медицинской и философской) литературе еще нередко принцип детерминизма отождествляется с принципом причинности. Однако принцип универсального взаимодействия не сводим к принципу причинности.

В. И. Ленин писал: «Каузальность… есть лишь малая частичка всемирной связи…»3.

«Причина и следствие… лишь моменты всемирной взаимозависимости, связи (универсальной), взаимосцепления событий, лишь звенья в цепи развития материи… Всесторонность и всеобъемлющий характер мировой связи, лишь односторонне, отрывочно и неполно выражаемой каузальностью»4.

Детерминизм включает в себя причинность, но не сводится к ней. Причинность — это одна из форм дополнения и проявления детерминизма; принцип причинности его конкретизирует а обосновывает.

И. В. Давыдовский (1962) был прав, когда писал, что «каузальность и детерминизм — смежные, но разные понятия, трактующие, с одной стороны, о причинности, т. е. о причинно-следственных отношениях (таков именно должен быть смысл понятия «этиология»), с другой — о познании сущности явления, т. е. закономерностей, которые лежат в его основе».

1Ленин В. И. Философские тетради. — Поли. собр. соч., изд. 5-е, т. 29, с. 311.

2Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 546.

3Ленин В. И. Философские тетради. — Поли. собр. соч., изд. 5-е, т. 29,

4Там же, с. 143.

«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: