Принцип детерминизма


Принцип детерминизма

Принцип детерминизма лежит в основе научного мировоззрения. Характеризуя его место в философии и естествознании. В. И. Ленин говорил о «цельном, охватывающем и теорию и практику, миросозерцании, построенном на детерминизме»1.

В самом широком понимании детерминизм — принцип всеобщей закономерной связи, содержание которого можно свести к утверждениям:

  • любое явление причинно обусловлено; оно возникает из взаимодействия некоторой совокупности факторов (вещественных, энергетических, информационных);
  • становление (возникновение) и развитие любого явления происходит не произвольно, а подчиняется закономерным связям (динамического или вероятностно-статистического типа);
  • поскольку возможно познание законов возникновения и развития любого явления, постольку возможны научное предсказание и управление процессами природы и общества.

Концепции детерминизма в медицине предшествовали взгляды на причинную обусловленность болезней. Через раскрытие связи причин, условий и следствий в медицине были заложены основы исторически первой формы детерминизма — экзогенно-механистического: организм есть «пассивная субстанция», всецело, жестко и однозначно определяемая внешними «активными» факторами.

В медицине эмпирически уже давно было отмечено, что болезнь детерминируется взаимодействием внешнего (среды) и внутреннего (организм). Закономерно (с точки зрения логики познания), что в медицине это взаимодействие последовательно изучалось то со стороны раздражителя (механистический детерминизм), то — реагирующей системы (аутогенетический детерминизм). Сущность болезни не сводима к природе ни внешних, ни внутренних факторов, а лишь к их специфическому взаимодействию [Петленко В. П., 1960, 1971].

Если имеют место две внешне противоположные теории (механистический детерминизм с приматом внешнего и аутогенетический детерминизм с приматом внутреннего), имеющие к тому фактическое основание, которые, однако, не могут быть приняты в качестве общей удовлетворительной теории, то это означает, что надо создать новую теорию, которая бы синтезировала старые и вместе с тем диалектично их отрицала. Такой теорией в современной биологии и медицине является концепция органического детерминизма [Петленко В. П., Фролов И. Т., 1977].

Органический детерминизм включает в себя не только причинные связи, но и рассматривает эти связи с точки зрения необходимого и случайного, внутреннего и внешнего, непосредственного и опосредованного. Основной сущностью органического детерминизма является положение: внешнее воздействие специфично преломляется через внутреннеактивную основу взаимодействия, т. е. «…органическое тело обладает самостоятельной силой реагирования…»2.

Теория живых систем

Теория живых систем с точки зрения органического детерминизма может быть представлена как теория систем, генетически самовоспроизводящих себя, способных сохранять свою морфофизиологическую структуру и с помощью гомеостатической саморегуляции активно адаптироваться к среде. Активность живых систем детерминирована как внутренними (эндосистемными) связями, так и внешними (экзосистемными). Охватывая причинно-следственные связи как динамического, так и статистического типа, учитывая их непосредственное и опосредованное действие, однолинейный (однонаправленный) и циклический характер, органический детерминизм преодолевает «телеологическое мышление» в объяснении целостности организма и свойств его целесообразности.

Причинность и целесообразность в живом не могут противопоставляться друг другу. Целевой подход («для чего»?) не может противопоставляться каузальному («почему»?): аппеляция к цели (исследование целенаправленного поведения системы, исследование конечной стадии процесса как цели) имеет смысл, но она еще не дает научного объяснения, так как сама должна быть каузально объяснена.

Патолог Г. П. Сахаров еще в 1935 г. писал: «Целесообразность в патологии существует, но ее надо понимать не абсолютно, а относительно, не в виде, следовательно, чего-то раз навсегда данного и таким неизменным остающегося, а в том смысле, что явление, само по себе целесообразное при одних условиях, может легко оказаться нецелесообразным при других».

1См.: Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. — Поли. собр. соч., изд. 5-е, т. 18, с. 199.

2Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 610.


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: