Биологическая целесообразность


Биологическая целесообразность

Биологическая целесообразность есть особая форма органического детерминизма: она характеризует отношение генетически детерминированной живой системы к экологической среде обитания. Это отношение всегда относительно. По словам К. Маркса, уже книга Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859) нанесла смертельный удар по теологии в естественных науках. В этом плане вряд ли целесообразны попытки противопоставления концепции детерминизма целесообразности, стремление создавать вне диалектико-материалистического детерминизма «особую материалистическую телеологию».

Теория причинности в патологии означает, что всякое изменение в состоянии живой системы детерминировано материальными взаимодействиями этой системы с факторами среды.

Причинность — не отдельность и не сумма равнозначных факторов, а взаимодействие определенных факторов среды с организмом. Преодолеть узость механистической концепции причинности в этиологии возможно лишь на основании правильного понимания каузального взаимодействия как единства действия и реактивного (биологического) противодействия.

Преодолеть универсальность и необходимость учета всех кондициональных факторов можно лишь на основе правильного выделения из этой совокупности условий, необходимых и достаточных для наступления данного следствия. Тот факт, что на возникновение и течение болезни оказывает влияние бесчисленное множество факторов случайных, не вытекающих с необходимостью из внутренней природы данной этиологии, нисколько не отменяет необходимого характера причинности. Отношение между причиной и следствием всегда носит необходимый характер.

Умение вычленить из многообразия универсальных связей объективного мира в данном конкретном случае основное генетическое взаимодействие в совокупности с необходимыми и достаточными условиями для наступления следствия и есть нахождение причин данного следствия.

Постановка вопроса о роли реактивных свойств организма в этиологии была фактом исключительной научной и философской важности. Однако абсолютизация этого положения, сведение этиологии только к специфике реагирующих субстратов привели к возникновению аутогенетического детерминизма. Как механистический детерминизм (с его приматом внешнего), так и аутогенетический детерминизм (с его приматом внутреннего) не могут быть приняты в теории патологии в качестве позитивных доктрин этиологии.

В. И. Ленин пишет: «Раздвоение единого и познание противоречивых частей его… есть суть… диалектики… Правильность этой стороны содержания диалектики должна быть проверена историей науки»1.

В соответствии с этим ленинским положением диалектико-материалистический детерминизм позволяет выработать такую теорию этиологии, в которой диалектично отрицается (с удержанием элементов позитивного содержания) как механистический, так и аутогенетический детерминизм.

1Ленин В. И. Философские тетради. Поли. собр. соч., изд. 5-е, т. 29, с. 316.

«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: