Интерпретация нормы


Интерпретация нормы

Интерпретация нормы как условного обозначения существующих явлений в своем крайнем выражении приводит к чисто формальному представлению о норме как о субъективном феномене.

Норма, как мы видели, превращается в фикцию, не поддающуюся определению, гносеологически хотя и мыслимую, но в практической жизни не выражающую ничего конкретного и определенного. Согласно последней точке зрения, в действительности не существует нормы и патологии, здоровья и болезни, а имеются только здоровые и больные индивиды, понятие же нормы возникает из намерения договориться, а поэтому оно оказывается подчас лишь «символом», «правилом языковой конструкции», «конвенцией».

Следовательно, проблема приобретает номиналистическое и конвенционалистическое звучание и все в полном согласии с принципами современной буржуазной философии.

Известно, какое значительное место в связи с тенденциями развития современной науки, в частности физики, придавал В. И. Ленин критике релятивизма, приводящего к иллюзорным субъективистским концепциям.

Одной из причин релятивистской трактовки проблемы нормы является абсолютизация абстрактного представления о норме как стандарте, когда нормальным считается человек среднего роста, со средним размером ноги, средне….

Одним словом, перед нами «стандартный», «средний» человек. Между тем определение нормы как стандарта пригодно лишь в качестве исходного пункта для более глубокого, расчлененного познания противоречивых взаимо-переходов нормы в патологию.

В целом статистические данные имеют громадное значение при определении нормы, тем не менее они не могут быть единственным критерием для истинного ее определения. В действительности норма включает в себя не только среднестатистические варианты, но и серию отклонений от этих вариантов, зависящих от множества параметров.

Авторы, критикующие постулирование нормы в различных областях медицины, как правило, не пытаются конкретно исследовать диалектику познания нормы. И, осознав ограниченность примитивного понимания нормы, нередко спешат предать анафеме понятие нормы вообще.

Весьма актуально звучат в связи с этим слова В. И. Ленина: «Настаивая на приблизительном, относительном характере наших знаний, они скатывались к отрицанию независимого от познания объекта, приблизительно верно, относительно правильно отражаемого этим познанием»1. В другом месте В. И. Ленин писал, что «…положить релятивизм в основу теории познания, значит неизбежно осудить себя либо на абсолютный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм.

1Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. — Поли. собр. соч., изд. 5е, т. 18, с. 277.


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: