Понятие нормы

29.09.2011

Понятие нормы

Понятие нормы потому и является ключевым понятием многих наук, в том числе медицины, эмбриологии и эволюционной теории, что в нем, как в элементарной клеточке, выражена теория науки, в нем фиксируются закономерные этапы познания объекта: от нерасчлененных представлений «о грубых» конституциональных нарушениях нормы — «монстрах», уродствах — до осознания диалектических противоречий нормы и аномалий в эволюционном процессе.

Характеризуя научную теорию как единство многообразия, мы характеризуем ее как понятие. Характеризуя понятие как единство многообразия, мы осмысливаем его как научную теорию [Библер В. С, 1967].

Во многих работах делается попытка дать универсальное, приложимое к любому объекту, определение нормы [Степанов А. Д., 1966; Ахмежданов М. Д., Лифшиц А. М., 1968]. Авторы при этом сталкиваются с реальным противоречием: чем более универсальным является определение нормы, тем более тощим конкретным содержанием оно наполнено.

Поэтому всякое универсальное определение начинает дополняться уточняющими критериями. В самом деле, возьмем любое из самых удачных определений нормы в медицине, «учитывающее» не только биологическую полноценность индивида, но и самочувствие больного, и способность быть трудоспособным, выполнять какие-то социальные функции.

В отношении такого определения сразу возникает много возражений и дополнений: относятся ли критерии трудоспособности к детям и старикам (не говоря уже об эмбриональной фазе развития организма, с которой медицина также имеет дело); насколько доминируют биологические признаки при определении нормы в медицине, настолько учет психо-эмоциональной сферы и способность выполнять определенные социально значимые функции необходимы в раскрытии общебиологической сущности нормы, и мн. др.

Следовательно, универсальное однозначное определение нормы является абстрактным понятием, которое должно быть конкретизировано в разработке теории нормы (нормологии). Не потому ли теоретики медицины в течение веков предлагают многочисленные определения нормы и патологии, которые подхватывает и развивает каждая новая эпоха, внося свои коррективы в их предельно общие дефиниции?

Любое абстрактное определение нормы только тогда становится конкретным понятием науки, когда оно оказывается расчлененным, когда в нем фокусируются узловые точки конкретной науки. Функционирование живой системы должно предстать во всей сложности ее связей, взаимопереходов, коллизий, чтобы определение нормы не оказалось однобоким либо вообще пустым. Уровень развития науки в целом характеризует и уровень изученности, конкретности понятия нормы. Именно поэтому понятие нормы и болезни пересматривалось с развитием биологии и медицины и оказалось наиболее разработанным в «сложившихся» науках (морфологии, эмбриологии) и наиболее проблематичным в генетике, биохимии, геронтологии и других разделах медико-биологических наук.

В ряде работ мы показали, что целесообразно разграничивать такие понятия, как «норма» и «норматив» [Корольков А. А., Петленко В. П., 1975, 1977]. Норма для каждого человека — явление объективное, реальное, индивидуальное. Нормативы же нередко устанавливаются специалистами и при этом с известной степенью конвенции (соглашения, договоренности). Однако и нормативы не произвольны. При их установлении, действительно, нередко сознательно упрощают реальную норму, отвлекаясь от разнообразия ее признаков. Именно исходя из субъективистской трактовки нормы нередко приходят к отождествлению понятий «норма» и «норматив».

Особенно этим «грешат» гигиенисты, сплошь и рядом употребляющие понятие «норма» вместо понятия «норматив». Целесообразно сохранить понятие «норма» как характеристику свойств объекта (человека или «нормальной среды обитания»).

Нормирование предполагает целесообразную деятельность людей по выработке некоторых стандартов, образцов, предписаний.

Спортивные нормативы, в частности, указывают на необходимые комплексы физических упражнений и результатов, соответствующих тому или иному спортивному разряду; техническое нормирование устанавливает максимальное, технически возможное количество операций (продукций), которые должен выполнить (выпустить) рабочий за единицу времени.

ПДК в различных разделах гигиены — типичный пример нормативов, а не норм.

«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также:

МедБор