Социальное поведение


Социальное поведение

Социальное поведение является интегративной и доминирующей формой поведения и проявления личности, все остальные виды активности определенным образом и в определенной степени зависят от него, обусловлены им.

В силу этого нормативная регламентация и регуляция распространяется и на все остальные виды жизнедеятельности, свойства личности и проявления психической деятельности и активности человека.

Для поддержания и обеспечения социальной структуры общества и процессов взаимодействия социальных групп и людей как субъектов социального поведения и отношений социальные нормы включаются в систему социального контроля общества, его нормативно-ценностную систему (культуру), в институциональные нормативные системы всех институтов общества.

Личность, если она является идентичной самой себе, не может не следовать своим личностным нормам. Всякое отклонение от подлинно личностных норм ведет к расщеплению, дезинтеграции, снижению, нарушению личности.

В последнее время многие психиатры рассматривают психические нарушения, неадекватность и дезорганизацию личности как разрушение прежде всего нормативной регуляции поведения данной личности, причем не только социальной регуляции (что проявляется в основном в социальной психопатии, социальной неадекватности личности), но и личностной регуляции на основе выработанных личностью норм.

Очевидно, что система личностных норм варьирует от личности к личности и именно некоторые ее варианты являются наряду с отображением и усвоением собственно социальных норм наиболее существенными факторами при определении так называемой социальной адекватности или неадекватности личности. Не менее существенно, что принятие социальных норм и следование им также связаны с особенностями структуры личностных свойств и их качественными характеристиками.

Нормативная регуляция включается в динамическую мотивационную систему на основе сформированных у личности ценностных представлений.

Социальное обучение, социальное развитие и нормативное преобразование мотивационной системы личности основаны не на усвоении знаний тех или иных конкретных социальных норм, а в результате освоения человеком условий общения и взаимодействия.

Используемые в этих условиях социальные нормы преобразуют мотивационную систему личности, т. е. выполняют функции факторов, организующих эту динамическую систему и оформляющих необходимую в данных социальных условиях конфигурацию мотивов и побуждений, управляющих поведением личности. Лишь такая перестройка мотивационной системы личности и всей структуры ее свойств и качеств способна обеспечить формирование активной личности.

«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: