Процесс усвоения социальных ролей личностью


Процесс усвоения социальных ролей личностью

Процесс усвоения социальных ролей личностью, выполнение ею ролевых функций, усвоение общественных идей, культуры, социальных норм, определенного опыта человечества и функционирование их в поведении личности осуществляется по законам не только социологическим, но и социально-психологическим. Человек занимает определенное место в системе общественных отношений. Это объективное положение осознается личностью.

Установки личности, ее субъективные отношения к объективному положению вещей, к другим людям, самому себе, оценки, ориентации, система мотивов поведения, убеждения составляют ядро социально-психологической характеристики личности. Во всех этих составляющих отражается социальный статус личности, совокупность ее общественных отношений. В них выражаются и некая автономность личности, ее относительная самостоятельность, специфичность в системе общественной жизни.

Раскрытие механизма действия социальных факторов на становление личности и закономерности функционирования личности как социально-психологического образования — «основное и специфическое в много-аспектном понимании социальной психологии личности» [Шорохова Е, В., 1975].

Для нас нормально развитый человек — это личность, усвоившая социальные нормы, нормы общественной жизни. В буржуазной социологии под социализацией понимается простое приспособление человека к существующему положению вещей: кто не приспособлен к обычаям, традициям и нравам большинства, тот «ненормален». Иногда такое представление о норме высказывают и некоторые марксисты.

Так, польский социолог Я. Щепаньский (1969) утверждает: «Нормальной личностью мы обычно называем:

  • среднюю в статистическом смысле личность;
  • личность, адаптировавшуюся и ведущую себя в рамках установленных социальных критериев;
  • целостную личность, т. е. такую, все составные элементы которой функционируют в координации с другими».

Мы уже отмечали, что представление о норме как среднестатистическом варианте недостаточно. Для человека характерно не только приспособление к среде, но и активное преобразование среды, вплоть до ее революционного преобразования. Для нормального функционирования общества недостаточна только биологическая нормальность его членов. Еще Н. А. Добролюбов писал: «Животно-здоровой организации недостаточно для человека: для него нужно здоровье человеческое».

Одним словом, проблема здоровья и болезни людей по своему существу не может быть ограничена областью биологического исследования. Рассматривать здоровье и болезнь человека без учета его социальной сущности — значит изучать не целостное явление (человека), а только его часть — организм (биологическое основание).

К. Гехт (1978) пишет, что «мы рассматриваем здоровье как такую физическую и психическую, биологическую и социальную функциональную способность, которая обеспечивает как оптимальные взаимоотношения между человеком и окружающей его средой, между индивидуумом и обществом, так и физическое, психическое и общественное здоровье. Здоровье и трудоспособность не постоянны, изменчивы. Человек может активно изменять условия окружающей среды в соответствии со своими потребностями. Отсюда вытекает, что здоровье, несмотря на все генетические предпосылки, не предопределяется судьбой, а является продуктом тренировок и способно к повышению. Болезнь — это ограниченная жизне- и работо-способность».

Здоровье и болезнь, таким образом, зависят от взаимодействия разнообразных компонентов динамики человека и окружающей среды, причем окружающую среду «мы понимаем как комплекс социальных, естественных (природных) и конструктивно-технических условий» (К. Гехт).


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: