Преодоление вульгарного социологизма


Преодоление вульгарного социологизма

Преодоление вульгарного социологизма в теории патологии, подменяющего биологическую сущность патологических процессов социальными факторами, их детерминирующими, или существующего в форме подмены внутренней биологической сущности этих процессов их социальными последствиями (трудоспособность, работоспособность), предполагает одновременно необходимость борьбы и против вульгарного биологизма в теории патологии, когда не учитываются социальная сущность и возможности человека в его борьбе с болезнями, когда биологическая адаптация человека не дополняется формой его социальной адаптации, когда в болезнях человека видят только биологически видовую основу, игнорируя его (человека) социальную сущность.

Теория патологии, наряду с принципом эволюционизма, опирается также на признание целостной природы болезни человека как процесса, охватывающего все системы и уровни его организма. На примере реакции «стресс», системы «кенрак» и кортиковисцеральной теории нами была показана [Петленко В. П., 1968] неправомерность универсализации какого-либо определенного механизма по принципу экстраполяции от отдельного ко всеобщему.

То же самое можно сказать и об «уровневой патологии», молекулярной, клеточной, органной — важность их несомненна, абсолютизация или противопоставленние неоправданы1.

В историческом развитии патологии эта универсализация шла через объявление определенной системы сначала основным, а затем и единственным интегратором целостности патологического процесса.

На примере анализа взглядов А. Д. Сперанского (1935) уже показано, как постепенно все многообразие интегративнокоррелятивных связей в целостной природе патологического процесса было заменено анализом роли и участия в этом процессе одной лишь только нервной системы.

Подмена изучения конкретного многообразия связей в живом свойствами и механизмами одной нервной системы или кортиковисцеральными отношениями, схематизация и универсализация этих отношений явилась одним из гносеологических корней различных метафизических и догматических воззрений в теории патологии 50-х годов нашего века. Без принципа нервизма нет теории патологии. Но общая теория патологии (и теория болезни) не может быть сведена к теории нервизма.

Теория патологии может и должна опираться на то всеобщее (атрибутивное) свойство живых систем, на тот интегрирующий фактор, который охватывает живую систему как целое, все ее уровни. Исследование природы живых систем показывает, что в основе интеграции целостности ее атрибутивным свойством является реактивность живого, осуществляемая разными механизмами на различных уровнях. Реактивность — всеобщее атрибутивное свойство целостных систем.

1Вряд ли можно согласиться с Н. М. Амосовым (1978), что только в молекулярной биологии «заложены основы будущей теории медицины». Разве биология клетки (ткани, органа) менее важна?


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: