Управление жизнедеятельностью больного организма


Управление жизнедеятельностью больного организма

Управление жизнедеятельностью больного организма может быть успешным лишь в том случае, если врач будет учитывать противоречивую динамику болезни, ее изменение и развитие. «Только на понимании динамики патологического процесса, — писал А. А. Богомолец (1958), — можно строить рациональную терапию».

Разрабатывая методы лечения, направленные на усиление и активацию защитных функций организма, следует всегда помнить, что болезнь есть процесс, т. е. она претерпевает постоянные изменения. Только на этой основе можно строить прогнозы, предвидеть дальнейшее течение болезни, а вместе с этим и предпринять меры, способствующие благоприятному исходу.

Характеристика патологического процесса, сложной системы существующих при этом связей требует от врача глубокого знания диалектики как теории развития — знания «живой души марксизма» (В. И. Ленин). Именно поэтому диалектика была и остается единственным и незаменимым по своим возможностям и силе методологическим инструментом познания. Диалектике всегда противостояла метафизическая концепция развития.

Метафизическая концепция понимает развитие как уменьшение или увеличение. Акцент при этом делается на количественные изменения. Такова была в биологии концепция преформизма. В зародыше (зиготе) якобы содержится уже готовый организм только микроскопических размеров. Следовательно, развития нет, есть лишь увеличение того, что уже есть.

В основе диалектической концепции развития лежит механизм «узловой линии мер», переход количественных изменений в качественные. В медицине таким примером является факт перехода количества в качество в ответных реакциях живой системы. В теории патологии механизм заболевания (выздоровления) характеризуется наличием диалектических взаимо-переходов норм в патологию и наоборот.

К примеру, в постнатальном развитии человека количественные изменения, нарастая, приводят к изменениям качественным. Половое созревание, подготовляемое всем предшествующим развитием ребенка, превращает мальчика в юношу, девочку — в девушку.

Климакс также приводит к качественным изменениям в стареющем организме (геронтогенез). В свою очередь, каждое качественное состояние организма характеризуется своими количественными характеристиками. Не случайно медицинские учебники сообщают разные показатели «нормы» для различного возраста, для мужчин и женщин.

Патологический процесс и патологическое состояние — яркий пример взаимосвязи количественных и качественных изменений. Обнаруживающиеся в патологическом процессе различные его ступени, этапы (состояния) подготавливаются определенными количественными изменениями (увеличением или уменьшением) самых разнообразных морфофизиологических, биохимических, гистологических, температурных и других показателей.

«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: