Трансформация общественных потребностей в личные


Трансформация общественных потребностей в личные

Трансформация общественных потребностей в личные, по П. В. Симонову, связана с деятельностью эмоционального механизма. Приспособленный к отражению биологических потребностей и к стимулированию необходимой для их удовлетворения деятельности, он выполняет ту же работу и в отношении нужд человека как социального существа; коренная перестройка эмоционального механизма в процессе перехода психики с биологического уровня на социальный протекала, повидимому, именно в этом направлении.

Механизм эмоций — единственный аппарат психики, который выражает личностные отношения человека к действительности и к самому себе, поэтому любое внешнее содержание может органически войти во внутренний мир человека только через посредство механизма эмоций.

В противоположность биологическим социальные потребности не передаются по наследству, генетическим путем, а усваиваются человеком в процессе его жизнедеятельности вместе со всем социальноисторическим опытом. Вхождение общественных потребностей в индивидуальные — непременная сторона процесса превращения «кандидата в человека» (так назвал новорожденного французский психолог Анри Пьерон) в «действительные члены» рода человеческого.

Степень этого вхождения — один из важнейших показателей уровня развития личности. Потребности формируются и претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, и они, разумеется, неодинаковы у разных людей. Поэтому можно говорить о степени развитости потребностей личности.

Любая внешняя потребность трансформируется во внутреннюю только при помощи механизма эмоций — вот основной вывод П. В. Симонова. Эмоции формируются в психике индивида на основе присвоенных им социальнопсихологических установок, которые складываются в общественном сознании и отражают те или иные социальные потребности. Известно, что теории становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Это овладение происходит при взаимодействии общественных идей и отвечающих им социальнопсихологических установок.

Приходится, однако, констатировать, что проблема потребностей недостаточно разрабатывается наукой о высшей нервной деятельности человека. Пожалуй, наибольшее внимание сферы потребностей в нашей стране уделила психологическая школа Д. Н. Узнадзе, рассматривающая готовность к действию (установку) как синтез потребности и ситуации, в том числе — условий удовлетворения этой потребности.

Особенно недостаточно исследуются высшие человеческие потребности, связанные с разумом, эмоциями, волей. К ним относятся и такие потребности человека, как эстетические.

Возникает потребность вычленить в структуре восприятия собственно человеческое чувство, воспитанное коллективной формой жизнедеятельности. Такая потребность может быть определена как потребность в эстетическом переживании. Прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое как развитые формы эстетического переживания несут в себе тот же элемент осознания человеком своих качественно необходимых признаков, и потребность в такого рода переживании возникает как потребность в отношении к миру и внешней среде, к отдельным явлениям с общечеловеческих позиций, с тех исторически достигнутых вершин внутреннего духовного развития, на которые сумело взойти человечество в данный конкретноисторический период [Иванов В. Г., 1976]. В эстетическом чувстве характерно наслаждение самим созерцанием.

В нем выражается внутренняя удовлетворенность человека своей способностью обнаруживать в своем отношении к миру проявление подлинно человеческой сущности. Потребность в эстетическом переживании возникает поэтому как потребность в саморазвитии, углублении и постоянном обновлении своих собственно человеческих свойств и признаков, в своего рода ассимиляции духовного опыта человечества и превращении индивидуального переживания в орган коллективной жизнедеятельности [Каган М. С, Иванов В. И., 1976].

При обращении к литературе по проблеме потребностей становится все более и более очевидно, что в принятом делении — на потребности общества (общественные) и потребности индивида (личности), как правило, внимание психологов и философов сосредоточено на вторых; кроме того, при расчленении потребностей на низшие и высшие оказывается, что весьма тщательно изучаются (физиологами, медиками, психологами) низшие (органические) потребности, а проблема духовных потребностей до сих пор разработана недостаточно даже в той ее части, которая касается личности (индивидуальности) в области медицины.

«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: