Духовные потребности

19.10.2011

Духовные потребности

Духовные потребности индивидуальны и ненаследуемы. Они вырабатываются в ходе индивидуальной жизни, хотя и имеют всегда какой-то генетический компонент. К числу их относятся разнообразные потребности деятельности, потребности общения, дружбы, любви и товарищества, общественные чувства и привычки, эстетические потребности, интеллектуальные интересы и другие индивидуально складывающиеся в течение жизни устойчивые черты людей.

Если материальные потребности наследуемы и социальные условия индивида лишь подвергают их той или другой модификации, то духовные потребности вообще порождаются, складываются, формируются индивидуальными условиями социальной жизни. Они являются наиболее характерными порождениями социальных условий жизни человека и носят ясно выраженный классовый, национальный, профессиональный и вообще социально обусловленный характер. Духовные потребности образуются на основе материальных потребностей.

Необходимость удовлетворения материальных потребностей порождает сложную человеческую деятельность. Естественное и необходимое постоянство деятельности неизбежно приводит к определенному изменению организма.

Духовные потребности значительно отличаются от материальных потребностей по своей физиологической организации. По своему нервному субстрату духовная потребность — это прежде всего определенная устойчивая система, сложившаяся в течение индивидуальной жизни корковых нейродинамических связей, а потому всякую духовную потребность можно рассматривать как определенную черту сознания.

Но вместе с тем все духовные и материальные потребности имеют общие признаки, которые в основном проявляются в их интегративном характере, в материальной связи с объективным миром (объективация) и в их мотивационном значении.

В. Ф. Сержантов в монографии «Философские проблемы биологии человека» (1974) указывает на три особенности духовных потребностей:

  1. При всем физиологическом различии и особенностях развития духовных потребностей они являются отправлениями целостного человеческого организма. Духовная потребность не есть нечто бестелесное или изолированное свойство коры головного мозга, но так же, как и материальная потребность, является определенной тенденцией жизнедеятельности всего организма. Осуществление всякой духовной потребности выражается в функциональных сдвигах, затрагивающих весь организм. Целостные механизмы духовных потребностей вырабатываются в ходе взаимодействия различных своих компонентов: здесь имеет место влияние как коры мозга на подкорковые центры и весь организм, так и влияние периферии, исполнительных органов на кору и формирующиеся в ней связи. Устойчивость духовных потребностей, сложившаяся в течение индивидуальной жизни, повидимому, и объясняется тем, что функциональные системы коры создают определенную дифференцированную настройку деятельности подкорковых центров, а тем самым и всего организма. Динамические стереотипы, лежащие в основе потребностей, включают в свои системы различные подкорковые инстанции центральной нервной системы и через нее весь организм. Поэтому удовлетворение или неудовлетворение духовных, как и материальных, потребностей существенно отражается на всем организме, и изменение духовных потребностей — это процесс перестройки всего организма, часто сопряженный с настоящими трудностями и порой с болезненными проявлениями.
  2. Духовные потребности, как и материальные, являются связями организма человека с объективной действительностью, с теми или другими предметами внешнего мира; ни одна из них не может быть удовлетворена индивидом без его реального взаимодействия с миром вещей и других людей. В процессе своей объективации духовные и материальные потребности могут настолько тесно срастаться, что образуют одну потребность, имеющую своим предметом один объект. Примером такой потребности может быть отношение человека к одежде, которое является не только материальной потребностью, связанной с физиологической необходимостью поддержания постоянства температуры тела, но и духовной, эстетической потребностью человека.
  3. Духовные потребности, как и материальные, имеют мотивационное значение. Они являются детерминантами, стимулами, побуждениями к деятельности человека, которая развертывается не только ради материальных, но и вокруг его духовных потребностей, направлена на удовлетворение как тех, так и других.

Последнее обстоятельство исключительно важно для монистического представления о человеке:

  • потому что, только рассматривая основные духовные устремления человека как его потребности, в главном тождественные материальным, и оценивая их как детерминанты человеческого поведения и деятельности, мы можем охватить единой концепцией все личностные факторы бытия человека;
  • именно определяющая роль потребностей дает возможность понять, не покидая общебиологической почвы, как через механизм развития потребностей осуществляется развитие личности человека в его онтогенезе.

«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также:

МедБор