Наши сведения о многих материальных и духовных потребностях человека


Наши сведения о многих материальных и духовных потребностях человека

К сожалению, наши сведения о многих материальных и духовных потребностях человека крайне ограничены, приблизительны и неполны.

Пока мы можем выделить только две большие группы потребностей, одни из которых обеспечивают самосохранение индивидуума, рода и сообщества («потребности нужды» — по классификации некоторых авторов), а другие — их прогрессивное развитие, усложнение и обогащение («потребности роста»). Такое разделение потребностей хорошо согласуется с ленинской идеей самодвижения и саморазвития живой природы. Именно из диалектики потребностей сохранения и развития вытекает непреложная необходимость существования двух типов эмоций: отрицательных и положительных.

Тенденции само сохранения реализуются главным образом с помощью отрицательных эмоций; тенденции развития требуют участия положительных эмоциональных состояний.

П. В. Симонов называет духовные потребности информационными потребностями. И для этого есть основания. Опыты с сенсорной (информационной) депривацией наглядно показали, что потребность в информации является не менее острой и жизненно необходимой, чем потребность в пище, воде и сне1. В сущности, сам обмен веществ в живом организме возможен только при наличии управления этим обменом, при динамическом согласовании ассимиляции с диссимиляцией: информационные процессы возникают одновременно с метаболизмом.

Потребность в притоке вещества и энергии обеспечивает самосохранение живых существ, в то время как потребность в информации делает возможным их развитие и усложнение, сопровождающееся накоплением информации.

Потребность в информации живыми системами удовлетворяется двумя основными путями:

  • поиск нового в окружающей среде, исследовательская активность, любознательность, познание;
  • создание нового путем рекомбинации ранее полученных впечатлений (творчество).

Интересен замеченный факт: в условиях информационного голодания люди обнаруживают стремление к творчеству (пишут стихи, рассказы, рисуют, изготавливают модели и фигурки из любых, оказавшихся под рукой, материалов).

Поскольку источником информации может быть другой человек, потребность в информации трансформируется в потребность общения.

Информационные («духовные») потребности тесно связаны с материальными и содействуют их удовлетворению, однако, как отмечает П. В. Симонов, у нас нет доказательств вторичности, производности первых от вторых. Мы склонны,— указывает П. В. Симонов, — настаивать на понимании потребности в информации как «органическом свойстве живых систем, как необходимом условии их развития и усложнения».

Для того чтобы познавать и творить, человек должен иметь пищу, одежду и жилище. Познание и творчество безусловно содействуют удовлетворению материальных потребностей, производству материальных благ. Но прямолинейное выведение духовных потребностей из материальных препятствует подлинному пониманию природы духовных мотиваций, их происхождения, их динамики и эволюции. Вот почему последний круг вопросов представляется чрезвычайно актуальным в теоретическом и практическом отношении.

Здесь мы вплотную подошли к проблеме детерминации деятельности человека его потребностью. Детерминация деятельности потребностью опосредована способностями к этой деятельности и условиями ее осуществления. Наличие потребности без способности к данной деятельности и условий ее реализации не может привести к плодотворному деятельному результату.

Линия: потребность — способность — условия — деятельность — связывает также эстетическую потребность и деятельность. Движение: деятельность — потребность — деятельность — выражает внутренние переливы общественного в личностное и личностного в общественное, переливы, воплощенные в такой важной особенности этического и эстетического мироотношения, как бескорыстность.

1Еще Л. Брентано (1908) писал, что «физическая потребность человека в то же самое время является и потребностью психической», что «при каждой физической потребности человека приходит в движение и его дух», что «им одновременно воспринимается и физическое удовольствие и неудовольствие».


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: