Природа человека


Природа человека

Вопросы о природе человека, о его взаимодействии с окружающей средой всегда имели мировоззренческий характер и были областью борьбы идей, но в наше время под влиянием успехов биологии и в силу усложнения глобальных экологических ситуаций эта борьба необычайно обострилась.

Не случайно в течение последнего десятилетия проблемы биологии человека стали предметом оживленного обсуждения в научной и философской литературе.

Человек — сложный и многогранный объект познания. В философской литературе справедливо отмечается, что мы до сих пор не можем однозначно ответить на вопрос: каковы границы изменяемости этого объекта и что мы можем ожидать в далеком будущем, что в нем изменится и что останется относительно стабильным [Сержантов В. Ф., 1974]. И все же в общих чертах можно утверждать, что человек постоянно изменяется в пределах вида под влиянием как эндогенных (биологических), так и экзогенных (социально-природных и социально-психологических факторов). Изменяется как сам объект познания (человек и среда его обитания), так и уровень наших знаний об этом объекте [Авцын А. П., Шахламов В. А., 1979].

Обобщая ход развития биологии и отправляясь от уроков медицины, К. Ротшу [Rothschuh К., 1965, 1973] развивает концепцию организма, основные положения которой могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Наши знания об организме должны слагаться не только из описаний каузальных связей между отдельными звеньями жизнедеятельности, но и включать телеономные (биономные) законы его системной структуры.
  2. Взаимозависимости, упорядочивающие структуру организма и составляющие содержание причинных отношений отдельных актов, представляют собой единство вещественно-энергетических и информационных компонентов.
  3. Организм представляет собой единую, целостную материальную систему с различными уровнями упорядочивающей динамической интеграции, высшим из которых является психический уровень. Таким образом, различные психические процессы и функции представляют собой аспекты единой жизнедеятельности организма, непосредственно выражающие бытие личности для себя и вместе с тем высшую интеграцию организма.

По мнению К. Ротшу, только на такой основе и можно построить единую теорию всех форм жизнедеятельности организма в норме и при болезненных расстройствах [Сержантов В. Ф., Гречаный В. В., 1980].

Специфика человека состоит в том, что природа его, субстанция — биологична, а сущность — социальна. Поэтому все свои потребности человек реализует через функционирование физиологических (биологических) органов.

Социальные законы — это законы жизни человеческого общества и его человеческой популяции. Но и в этом случае жизнь коллективов всегда осуществляется через функционирование физиологической (биологической) субстанции.

В человеческом обществе все человеческое реализуется через человеческую биологию. Ничто социальное не реализуется без биологической субстанции человека. Биологическая субстанция (природа) — реализатор социального. Именно в этом и состоит подлинная диалектика социального и биологического в жизни человека.

«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: