Анализ развития человека в его взаимодействии со средой


Анализ развития человека в его взаимодействии со средой

Марксистская методология требует, чтобы при анализе развития человека в его взаимодействии со средой был применен системный подход, учитывающий диалектику взаимодействия человека и среды. При этом социальные факторы являются ведущими как в формировании внешней среды, окружающей человека, так и в развитии самого человека.

Природные факторы, в отличие от животного, воздействуют на человека в большинстве своем опосредованно, через социальную деятельность. Именно поэтому развитие человека как существа социального определяется социальными законами.

Проблема индивидуальности, в отличие от проблемы личности, не стала пока объектом широких научно-методологических исследований в медицине.

Примечательно, что ни энциклопедии, ни словари специально не рассматривают понятие индивидуальности.

Между тем процессы деперсонализации и нивелирования человека, распространенные в буржуазной социологии, остро ставят вопрос о праве человека на свою индивидуальность, на свободу самовыражения и самопроявления.

Этот вопрос стал в центре внимания неофрейдизма, экзистенциализма, персонализма, которые решают его с позиций буржуазного индивидуализма.

Некоторые буржуазные социологи обвиняют марксизм в том, что он якобы игнорирует человеческую индивидуальность, растворяет ее в коллективе.

Индивидуальность — сложное, многоструктурное образование, которое может быть исследовано лишь комплексными усилиями многих наук (философия, социология, этика, эстетика, педагогика, психология, медицина).

Такой подход поможет преодолеть широко распространенный взгляд на индивидуальность только как нечто единичное, неповторимое, что является ее внешним определением, не отражающим подлинных сущностных отношений индивидуальности.

К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно обращались к проблеме индивидуальности человека, раскрывая ее сущность и социально-историческую обусловленность. Они решали проблему индивидуальности с позиций материалистического понимания истории, показывая, что общественное бытие определяет социальные параметры индивидуального бытия человека.

«Индивид, — писал К. Маркс, — есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, — является проявлением и утверждением общественной жизни» 1.

В. И. Ленина особенно интересовали вопросы социальной детерминации индивида, «…сведения индивидуального к социальному с полнейшей точностью и определенностью» 2.

В современной философской литературе существуют различные определения индивидуальности человека. Так, В. П. Тугаринов (1965) определяет индивидуальное как «неповторимое в личности», как «вариант общезначимого». Согласно Г. М. Гаку (1967), индивидуальность — это то «уникальное, неповторимое в проявлении всего этого общего, что отличает одного индивида от другого».

И. С. Кон в «Социологии личности» (1967) многозначным термином «индивидуальность» обозначает то «особенное, специфическое, что отличает этого человека от всех других, включая как природные, так и социальные, как телесные (соматические), так и психические, как унаследованные, так и благоприобретенные, выработанные в процессе онтогенеза свойства».

Многие авторы индивидуальность выражают понятиями: особенность, однократность, единственность в своем роде.

В указанных определениях отмечены важные стороны человеческой индивидуальности: единичность, неповторимость, особенность. Без них нет индивидуальности, но и их сумма еще не дает нам представления об индивидуальности.

Слов нет — индивидуальность выступает всегда в виде единичного в отличие от общего. Еще И. Кант связывал понятие индивидуальности с единичным (ноуменом).

Момент единичности выступает необходимым признаком индивидуальности, игнорировать который мы не можем. В противном случае единичное растворяется в общем.

Однако индивидуальность не сводима к единичности, которая является ее самой общей основой [Резвицкий И. И., 1973]. Единичность связана прежде всего с фактом отдельности индивида, его отграниченности от других, как случай общего. Вся качественная определенность индивида, его внешний вид, возраст, пол, характер, темперамент, социальные интересы и потребность здесь пока отсутствуют.

Констатация в индивидуальности человека только единичности и неповторимости превращается в пустую, безжизненную абстракцию, лишенную своего конкретного содержания.

Определение индивидуальности как единичности, единичного проявления общего является формальным, не связаннным с содержательным ее анализом.

1Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. — В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 590.

2
Ленин В. И. Экономическое содержание народничества. — Поли. собр. соч., изд. 5-е, т. 1, с. 429.


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: