Биосоциальная сущность человека

29.08.2011

Биосоциальная сущность человека

Некоторые философы, биологи, врачи пишут о «биосоциальной сущности» человека. Представляется, что здесь ошибочно смешиваются социальная сущность человека и его биологические предпосылки. Можно согласиться с Г. А. Югаем (1975), что точнее говорить не о биосоциальной сущности, а о биосоциальной структуре человека:

«Сущность человека всегда и со всех точек зрения социальна. Другой сущности человека нет и не может быть, в том числе и биологической».

Сущность и структура — категории разного порядка. А. Г. Мысливченко (1972) пишет:

«Признавая важную роль биологической подструктуры, которая вместе с социальной подструктурой образует целостную биосоциальную структуру человека, следует вместе с тем отличать вопрос о выявлении устойчивых компонентов, составляющих систему человека, от вопроса о его сущности, т. е. о его определяющем качестве, специфике, отличии от всех других живых существ. Ясно, что биологическое отнюдь не составляет сущности человека уже хотя бы потому, что оно свойственно не только человеку. Поэтому вопрос о структуре человека как системы не тождествен вопросу о его сущности, первое шире второго. Неразличение этих вопросов приводит к ошибочным формулировкам о наличии у человека двух сущностей — социальной и биологической (или антропологической)».

Социальная сущность человека не упраздняет того, что он был, есть и всегда будет не только личностью, но и организмом (биологической субстанцией). Изменяют и преобразовывают мир в ходе революционной практики не человеческие организмы, а люди, человеческие личности, сущность деятельности которых всегда социальна.

Действует личность через биологическую субстанцию (природу человека).

Сущность человека — это его принципиальное отличие от всего живого (жизнь — социальная). Природа человека — это его субстанция (жизнь — биологически субстанциональна).

Попытка раскрыть сущность человека предпринималась философами, психологами, врачами, педагогами задолго до К. Маркса. Однако эти попытки в силу идеалистичности взглядов многих мыслителей на развитие общества не могли быть успешными. Правда, французские материалисты XVIII века высказывали весьма ценные догадки о том, что человек — продукт среды и обстоятельств, однако сама-то социальная среда понималась ими как модификация человеческих идей, страстей, переживаний. Поэтому домарксистские социальные воззрения вращались в заколдованном круге: человек, его мысли и чувства — продукт среды, а среда — результат все тех же чувств и мыслей человека.

Отсюда и культ абстрактного человека, человека вне истории, человека как существа биологического, связанного с другими людьми лишь природными отношениями…

Лишь марксизм дал научное объяснение процессу формирования личности, очертил всю сложную совокупность объективных факторов жизни, которые, в конечном счете, аккумулируются в чертах человека, определяют его социальный тип. Проблема личности тем самым была поставлена в контекст общественного развития, были выявлены объективные пути ее анализа, коренные, решающие закономерности изучения человека. Исходным в теории личности для нас является положение К. Маркса о том, что сущность человека есть совокупность всех общественных отношений.

В процессе превращения индивида в личность, в основе которого лежит трудовая деятельность, т. е. в процессе социализации, у индивида вырабатываются различные личностные свойства.

«Первый исторический акт этих индивидов, — писал К. Маркс, — благодаря которому они отличаются от животных, состоит не в том, что они мыслят, а в том, что они начинают производить необходимые им средства к жизни».

И далее: «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством — совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды — это зависит, следовательно, от материальных условий их производства»1.

1Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч., изд. 2-е, т. 3, сноска кс. 19, помеченная звездочкой (*).


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также:

МедБор