Приобретение человеком личностных характеристик


Приобретение человеком личностных характеристик

При анализе важнейших положений и высказываний К. Маркса и Ф. Энгельса о приобретении человеком личностных характеристик в процессе формирования его общественных связей и отношений с другими людьми можно заметить, что этот процесс отнюдь не понимался ими упрощенно. Это вовсе не механическое воспроизведение и персонализация внешних воздействий.

Речь шла о том, что эти воздействия активно перерабатываются в соответствии с накопленным индивидуальным опытом, культурными традициями, личными склонностями.

В жизнедеятельности человека, вне его участия в практической деятельности, вне социальных связей и отношений нет и не может быть развития человеческих способностей, мышления, сознания и личности человека как субъекта исторического процесса.

Процесс социального развития человека и его общественно-практической деятельности имеет решающее значение для формирования его личности. К. Маркс и Ф. Энгельс, В. И. Ленин в раскрытии проблемы человека блестяще применяли диалектический конкретно-исторический метод. Личность не только индивид, но и всегда определенный социальный тип. Исследование проблем личности предполагает изучение типического.

Классики марксизма-ленинизма рассматривали человека в системе: «природа — человек — общество» и неоднократно подчеркивали, что в основе первого исторического акта, с которого начинается общество, — общественного производства, — лежат биологические потребности человека1.

«…Самый факт происхождения человека из животного царства, — писал Ф. Энгельс, — обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному… речь может идти только о том, имеются ли эти свойства в большей или меньшей степени, речь может идти только о различной степени животности или человечности»2.

В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельс писал: «И так на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, — что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять»3.

Ф. Энгельс считал, что «природа и история — это два составных элемента той среды, в которой мы живем, движемся и проявляем себя»4.

1См. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 71.

2Энгельс Ф. Анги-Дюринг. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 102.

3Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 496.

4Энгельс Ф. Письмо Дж. У. Ламплу (11 апреля 1893 г.). — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 39, с. 56.


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: