Распоряжение своим здоровьем


Распоряжение своим здоровьем

Нетрудно доказать, что право распоряжаться своим здоровьем полностью укладывается в марксистское понимание свободы вообще и что личное здоровье неотделимо от общественного и принадлежит, так же как и жизнь, обществу, хотя бы потому, что общество берет на себя обязанность охраны того и другого, и не только охраны, но по отношению к здоровью и укрепления, и что нарушение личного здоровья ложится тяжким экономическим и моральным бременем на плечи остальных членов общества.

Думается, что сохранение здоровья — это не только право, но и обязанность каждого гражданина СССР.

К сожалению, следует констатировать, что такая трактовка морально-психологического аспекта здоровья в несколько инверсированной форме проявляется и в отношении здоровья общественного.

Это выражается прежде всего тем, что общество, расширяя производство материальных благ как основы своего благополучия, нередко расплачивается за успехи в этой области общественным здоровьем, забывая, что оно является социально-биологической основой и условием проявления для всех других ценностей, главным компонентом благосостояния.

Известно, что с научно-техническим прогрессом связаны рост и «омоложение» таких заболеваний, как гипертония, инфаркт миокарда, атеросклероз, злокачественные опухоли, неврозы и неврастении, психические болезни, болезни обмена, хронические болезни органов дыхания, пороки развития, аллергические реакции, аномалии рефракции, дефекты слуха, язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта, кариес зубов и атрофия десен, профессиональные болезни и травмы.

Медицинская наука и практика, несмотря на официальное признание примата профилактики, основные материальные ресурсы и интеллектуальные усилия направляет на решение лечебных задач как основных задач дня. А профилактический метод используется ею в основном лишь в плане раннего выявления уже возникших заболеваний и меньше — в плане предупреждения их возникновения.

Само собой разумеется, что этот аспект профилактики решается не только и даже не столько медициной, но она (и только она) может и должна быть теоретическим и моральным инициатором его решения.

Только на основе глубоких социально-гигиенических и эпидемических исследований и рекомендаций возможно правильное разрешение противоречия между отрицательными сторонами производства и общественным здоровьем [Кошелев Н. Ф., 1978].

Главная цель профилактической медицины — сохранение здоровья населения и предупреждение болезней. В социологическом понимании здоровье — это процесс сохранения и развития психических, биологических (физиологических) функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедеятельности.

Профилактика — это социальная нормология, определяющая оптимальное состояние человеческой популяции.

В процессе изучения тех или иных систем и функций человеческого организма и определенных сторон патологических процессов вполне допустимо прибегать к методу научной абстракции, отвлекаясь от социальной сущности человека. Но, изучая человека и условия его бытия, медицинская наука должна всегда исходить из представления о его социальной сущности как основного методологического принципа.

Этот принцип позволяет понять как место медицины в системе наук, так и своеобразие и сложность ее задач, социальный смысл деятельности врача.

«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: