Заключение


Медики ссылаются всегда на то, что им еще не до теории, что у них еще не все факты собраны… Но фактов бесконечное множество и сколько их ни собирай, до конца все равно не дойдешь.

А. И. Герцен

Характеризуя диалектику как науку, Ф. Энгельс подчеркивал, что она «…является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой»1.

Диалектический метод познания требует рассматривать здоровье и болезнь человека всесторонне, во взаимосвязи с другими явлениями природной и социальной среды, в развитии, в единстве их количественной и качественной определенности, выявлять противоречивые стороны болезни, ее причины, сущность и формы ее проявления. Незнание или игнорирование диалектики неизбежно ведет врачей к ошибочным выводам, тормозит развитие медицинской науки и клинической практики.

Марксистско-ленинская философия вооружает врача диалектической логикой мышления, знанием законов и форм адекватного отражения действительности в мышлении. Объект познания медицины — человек в норме и патологии — весьма сложен и противоречив. Чтобы понятия, суждения и умозаключения в медицине адекватно, верно отражали сложность и противоречивость и объекта, и познания, они «…должны быть также, — как подчеркивал В. И. Ленин, — обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях…»2. Знание того, как достичь этого в мышлении врача, и дает диалектическая логика.

Марксистско-ленинская философия раскрывает перед работниками здравоохранения наиболее общие законы развития общества, диалектико-материалистическое понимание общественной жизни. Это позволяет врачу — организатору здравоохранения научно понять место медицины в системе общественных отношений, научных знаний, своеобразие и сложность стоящих перед ней задач, социальный смысл и значение деятельности врача.

Человек как объект изучения медицины имеет не только биологическую природу, но и социальную сущность. Социальная среда оказывает решающее влияние на его здоровье.

Поэтому знание законов развития общества и социальной сущности человека составляет методологическую основу решения всех социально-гигиенических, профилактических проблем, теории и практики организации здравоохранения.

Медицинскую науку можно представить как:

  • систему развивающегося знания (результат научного поиска);
  • как процесс получения знания (эксперимент и клиническая практика). Думается, что нельзя определять медицинскую науку как только знания или как только деятельность по производству знания.

Медицинская наука как теоретическая система включает в себя оба аспекта — деятельность как процесс и знания как результат научного процесса.

В последние годы некоторые теоретики и клиницисты высказывают предположение, что медицинскую теорию нам дадут… математики, кибернетики, биохимики, биофизики и даже философы  — все, кроме медиков. Н. М. Амосов в работе «Будущая кибернетика в будущей медицине» (1974) прямо говорит, что медицинская теория будущего — это «расчет, а не лоскутное одеяло из противоречивых гипотез и качественных описаний». При этом он указывает, что теория количественных закономерностей живого будет разработана не скоро, вероятно, не ранее 2000 года.

Это связано с тем, что такая теория должна быть моделью 10 000 болезней, около 100 000 симптомов, которые к тому же могут проявляться в различных сочетаниях. Но разве теория медицины сводима к классификации симптомов и признаков?

Нередко можно слышать (правда, все реже!) и голоса тех, кто судьбы теории медицины связывает только с кибернетикой. Кибернетика — вот будущее медицины,— говорил один из уважаемых клиницистов. Ну как тут не вспомнить слова английского клинициста и кибернетика Е. Гриниса: «Любой врач, который полагает, что его могут заменить вычислительной машиной, по-видимому, заслуживает того, чтобы его заменили уже сейчас…».

Часто говорят: медицина — наука пограничная, что стоит она на перекрестке путей естественных, общественных и технических наук…

И возникает законный вопрос: есть ли у самой медицины собственное теоретическое основание, собственный теоретический базис?

Во имя снятия возможных недоразумений сразу же подчеркнем, что собственный теоретический базис медицины нисколько не подвергает сомнению важность использования в современной медицине методов и идей физики и химии, математики и кибернетики, биологии и философии.

В настоящей монографии медицину как теоретическую систему мы представили в следующем виде.

1Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 367.

2Ленин В. И. Философские тетради.— Поли. собр. соч., изд. 5-е, т. 29, с. 131.

«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Общебиологическое основание теории медицины составляют теория систем, теория детерминизма, теория структурности, теория адаптациогенеза. На базе этих общебиологических представлений как фундаменте стоит теоретическая медицина — ее «собственная теория»: теория человека, теория нормы, теория патологии, теория потребностей. Завершает построение теории медицины теория лечения, понимаемая как теория оптимизации. В «Литературной газете» (14 декабря 1977 г.) П. Бейлин опубликовал…


Теория лечения — это специфическая теория управления живой системой. Лечение — это система мер, направленных на психосоматическую оптимизацию (нормализацию) состояний человека. На больничной койке лежит не организм, а человек, и врач должен учитывать его личностные и индивидуальные характеристики. К сожалению, теория индивидуальности, ее философские основы только начинают разрабатываться. Важной предпосылкой ее разработки является анализ здоровья…