Общебиологическое основание теории медицины

Главная / Основные методологические проблемы теории медицины / Заключение / Общебиологическое основание теории медицины

Общебиологическое основание теории медицины

Общебиологическое основание теории медицины составляют теория систем, теория детерминизма, теория структурности, теория адаптациогенеза.

На базе этих общебиологических представлений как фундаменте стоит теоретическая медицина — ее «собственная теория»: теория человека, теория нормы, теория патологии, теория потребностей. Завершает построение теории медицины теория лечения, понимаемая как теория оптимизации.

В «Литературной газете» (14 декабря 1977 г.) П. Бейлин опубликовал статью «Человеческий фактор», в которой писал, что человек в медицинских вузах изучается односторонне — как организм и не изучается как личность. До последнего времени медицинская психология и психотерапия фактически не преподавались. Сейчас на медицинскую психологию выделено 19 ч (из 7800 ч общего времени, идущего на подготовку врача).

Итак, на изучение тела идет 7781 ч, а на познание души — 19 ч. Если мы к этим часам добавим время на изучение высшей нервной деятельности, психиатрии, проблемы сознания в курсе философии, то и это существенно не изменит общего вывода: современное преподавание медицины слишком «обездушено». Налицо очевидный соматический уклон медицины, явное превалирование соматизма в ее преподавании.

Как это на первый взгляд ни парадоксально, но… современную медицину следует повернуть лицом к человеку в целом, а не только к организму. Медицина в своей теоретической ориентации организмоцентрична.

Ее следует сделать человекоцентричной. В силу закономерного углубления медицины в микроструктурные уровни живого ее переход на клеточный и молекулярный уровни исследования нередко приводит к ситуации, о которой однажды сказал Ганс Селье: «Подумайте только! Мой друг, электронный микроскопист, работает над тем, чтобы сузить поле своего зрения в миллион раз! Несчастный счастливец!».

А разве нормален тот факт, что нередко выпускник медицинского института за все годы обучения не прослушает ни одной фундаментальной лекции по теории нормы, теории адаптации, по психосоматике, сексологии, сексопатологии и другим чрезвычайно важным теоретическим и практическим вопросам? О неблагополучии в этом вопросе неоднократно высказывались ряд крупных теоретиков и клиницистов.

Несколько слов о теории потребности. Потребность — движущий мотив всей человеческой деятельности. Мы отмечали, что у человека есть и биологические (витальные) потребности в веществах и энергии, и социальные потребности (потребности в труде, общении, знаниях, ценностях).

Вся жизнь человека — это реализация его материальных и духовных потребностей. А воспитание у человека разумных потребностей — центральная задача всей нашей политико-воспитательной работы. Коммунизм — это общество разумных потребностей людей и разумного способа удовлетворения этих потребностей. Потребность, эмоции, воля — это сложнейший комплекс факторов, оказывающих существенное влияние на здоровье и болезни людей, но которые остаются пока вне учебных планов, а подчас — и теоретических интересов ученыхмедиков.

Многие разделы патологической картины человека можно уложить в схему: болезни от избытка и болезни от недостатка в человеке веществ, энергии, информации.

Здоровье — это нормальное психосоматическое состояние и способность оптимально удовлетворять систему материальных и духовных человеческих потребностей. Но почемуто наши патологи из всех человеческих потребностей учитывают только одну — потребность и способность к труду.

Другие потребности часто не учитываются. Нормология и патология должны охватывать человека в целом, во всей совокупности его жизнедеятельности.

Фундаментальными для современной медицины являются социальнобиологическая теория человека, теория профилактики, теория оптимального состояния человека и окружающей среды.

Если клиническая медицина ориентирована на изучение конкретного индивида и вследствие этого она «организмоцентрична», то теоретическая и профилактическая медицина изучает закономерности не только организменного, но и видового, популяционного и биосферного уровней.

Врачорганизатор не может ограничиваться анализом жизнедеятельности человека на уровне индивида (подобно клиницисту) и среды его обитания; объектом его изучения являются группы, коллективы, население в целом (человеческая популяция).

Системное мышление должно стать стилем мышления в современной медицине. Такой же системной должна быть и современная теория медицины.


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: