Общебиологическое основание теории медицины
Общебиологическое основание теории медицины составляют теория систем, теория детерминизма, теория структурности, теория адаптациогенеза.
На базе этих общебиологических представлений как фундаменте стоит теоретическая медицина — ее «собственная теория»: теория человека, теория нормы, теория патологии, теория потребностей. Завершает построение теории медицины теория лечения, понимаемая как теория оптимизации.
В «Литературной газете» (14 декабря 1977 г.) П. Бейлин опубликовал статью «Человеческий фактор», в которой писал, что человек в медицинских вузах изучается односторонне — как организм и не изучается как личность. До последнего времени медицинская психология и психотерапия фактически не преподавались. Сейчас на медицинскую психологию выделено 19 ч (из 7800 ч общего времени, идущего на подготовку врача).
Итак, на изучение тела идет 7781 ч, а на познание души — 19 ч. Если мы к этим часам добавим время на изучение высшей нервной деятельности, психиатрии, проблемы сознания в курсе философии, то и это существенно не изменит общего вывода: современное преподавание медицины слишком «обездушено». Налицо очевидный соматический уклон медицины, явное превалирование соматизма в ее преподавании.
Как это на первый взгляд ни парадоксально, но… современную медицину следует повернуть лицом к человеку в целом, а не только к организму. Медицина в своей теоретической ориентации организмоцентрична.
Ее следует сделать человекоцентричной. В силу закономерного углубления медицины в микроструктурные уровни живого ее переход на клеточный и молекулярный уровни исследования нередко приводит к ситуации, о которой однажды сказал Ганс Селье: «Подумайте только! Мой друг, электронный микроскопист, работает над тем, чтобы сузить поле своего зрения в миллион раз! Несчастный счастливец!».
А разве нормален тот факт, что нередко выпускник медицинского института за все годы обучения не прослушает ни одной фундаментальной лекции по теории нормы, теории адаптации, по психосоматике, сексологии, сексопатологии и другим чрезвычайно важным теоретическим и практическим вопросам? О неблагополучии в этом вопросе неоднократно высказывались ряд крупных теоретиков и клиницистов.
Несколько слов о теории потребности. Потребность — движущий мотив всей человеческой деятельности. Мы отмечали, что у человека есть и биологические (витальные) потребности в веществах и энергии, и социальные потребности (потребности в труде, общении, знаниях, ценностях).
Вся жизнь человека — это реализация его материальных и духовных потребностей. А воспитание у человека разумных потребностей — центральная задача всей нашей политико-воспитательной работы. Коммунизм — это общество разумных потребностей людей и разумного способа удовлетворения этих потребностей. Потребность, эмоции, воля — это сложнейший комплекс факторов, оказывающих существенное влияние на здоровье и болезни людей, но которые остаются пока вне учебных планов, а подчас — и теоретических интересов ученыхмедиков.
Многие разделы патологической картины человека можно уложить в схему: болезни от избытка и болезни от недостатка в человеке веществ, энергии, информации.
Здоровье — это нормальное психосоматическое состояние и способность оптимально удовлетворять систему материальных и духовных человеческих потребностей. Но почемуто наши патологи из всех человеческих потребностей учитывают только одну — потребность и способность к труду.
Другие потребности часто не учитываются. Нормология и патология должны охватывать человека в целом, во всей совокупности его жизнедеятельности.
Фундаментальными для современной медицины являются социальнобиологическая теория человека, теория профилактики, теория оптимального состояния человека и окружающей среды.
Если клиническая медицина ориентирована на изучение конкретного индивида и вследствие этого она «организмоцентрична», то теоретическая и профилактическая медицина изучает закономерности не только организменного, но и видового, популяционного и биосферного уровней.
Врачорганизатор не может ограничиваться анализом жизнедеятельности человека на уровне индивида (подобно клиницисту) и среды его обитания; объектом его изучения являются группы, коллективы, население в целом (человеческая популяция).
Системное мышление должно стать стилем мышления в современной медицине. Такой же системной должна быть и современная теория медицины.
«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко