Бурное развитие экспериментального метода в медицине
Бурное развитие экспериментального метода в медицине привело к тому, что в конце 70-х годов XIX века в России сформировалась отечественная школа патологов с ярко выраженным экспериментальнофизиологическим направлением.
В СССР в конце 20-х и начале 30-х годов появляется ряд работ, направленных против «механицизма» и «меньшевистствующего идеализма» в медицине. Немало писалось в эти годы также о «кризисе медицины» и «кризисе патологии».
В Германии, на родине Р. Вирхова, этот вопрос был обстоятельно рассмотрен патологом В. Ашнером [Aschner W., 1928], который писал: «Все яснее становится сознание, что современная медицинская система недолговечна и является односторонней, и это сознание уже охватило широкие врачебные круги… На протяжении последних лет уже совершенно открыто ставится вопрос о предстоящем преобразовании всех наших основных медицинских воззрений».
Примерно в эти же годы И. В. Давыдовский (1927) указывал, что кризис современной патологии есть «кризис принципа целлюляризма», кризис «примитивных концепций этиологического порядка». М. Я Брейтман (1929), раскрывая причины «кризиса медицины» отмечал, что «в общем мы имеем дело в настоящее время с борьбой между субъективным и объективным, индивидуальным и типичным, механической и диалектической концепцией, между специализацией в эмпиризме и синтезированием в теоретическом обобщении».
По его мнению, кризис патологии и медицины — это «реальное жизненное противоречие между огромной массой эмпирического материала и существующей виталистической или механистической трактовкой этого материала».
Н. И. Лифшиц (1931), обобщая дискуссии вокруг так называемого «кризиса медицины», писал:
«Основным пунктом борьбы, центром страстей и разногласий в современной научной медицине являются вопросы философии, вернее, вопрос о философской почве, на которой должен быть собран, синтезирован, сведен воедино, осознан и превращен в теоретическое орудие для сознательной практики весь тот огромный эмпирический материал, которым владеет современная медицина».
А. А. Богомолец в 30е годы отмечал, что идеализм и механицизм в медицине есть результат незнания врачами диалектики, что у нас «неудовлетворительно обстоит дело с диалектикой в патологии», что так называемый «кризис патологии есть методологический кризис данной науки», поэтому «среди широких врачебных кругов быстро возрастает интерес к научной методологии».
Дискуссия в медицине показала:
«Современная научная медицина накопила огромное количество фактов большого практического и принципиально-теоретического значения. Не будет ошибкой сказать, что именно эта огромность количества фактического материала большой научной ценности без марксистско-ленинской методологической обработки обусловливает путаницу, наблюдаемую в теоретической медицине, приводит к своеобразному кризису научной медицины» [Богомолец А. А., 1931].
«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко