Мировоззренческие основания медицины

19.08.2011

Мировоззренческие основания медицины

Мировоззренческие основания медицины включают в себя всю совокупность принципов, законов и категорий, отражающих универсальные свойства и законы бытия материи, применительно к объекту медицины (законы диалектики, принципы связи и развития, целостности, структурности, детерминизма).

Гносеологические основания медицины включают в себя совокупность принципов познавательной деятельности врача, законы развития и смены гипотез и теорий в медицине, систему методов научного познания.

Сюда входят принцип конкретности истины, единства логического и исторического в познании, единства теории и эксперимента, принцип соответствия, отражающий соотношение между старой и новой теорией. В системе гносеологических оснований медицинской науки раскрываются взаимоотношения между индукцией и дедукцией, содержанием и возможностями различных методов построения теорий, проблема моделирования в медицине.

Социологические основания медицинской науки включают в себя систему принципов и методов, выражающих место данной науки в общем человеческом знании, ее цель и назначение в плане удовлетворения социальных потребностей и ориентации, взаимоотношение медицинской науки, морали, искусства, движущие силы и закономерности развития научной теории как социального явления. Этими вопросами занимается социология медицины.

В нашу задачу не входит анализ всех этих оснований, за исключением методологических. Методологические основания медицины органически входят в структуру каждой теории, без них она не может выявить свою целостность, относительную завершенность («законченность»), свой мировоззренческий, гносеологический и социологический аспект. Марксистская философия вырабатывает общетеоретическое ядро научного мировоззрения в общей методологии исследования, раскрывает перспективы развития теории, ее политические, правовые, нравственные и эстетические аспекты.

Методологические проблемы медицины возникают как в силу внутренней логики развития медицины, так и на стыке философской теории и медицинских (естественных) наук; в обоих случаях они выступают в качестве особой формы объединения знания — методологической интеграции научного знания. Методологическая интеграция — это новое научное направление XX века, рожденное на уровне всеобщих свойств исследуемого объекта с помощью принципов материалистической диалектики. Методология теории медицины раскрывает роль философии как методологического основания теории медицины, соотношение общебиологических и философских оснований в теории медицины.

Для медицины как прикладной науки, имеющей определенный объект и предмет исследования, число ее философских проблем конечно, как и совокупность важнейших принципов, входящих в систему ее оснований.

Эти проблемы могут быть в общих чертах решены уже в наши дни. Философские проблемы прикладных наук (технических, медицинских, сельскохозяйственных, юридических, педагогических) имеют свою специфику в том, что их философская проблематика опосредована проблемами естественнонаучной базы, на которую опирается прикладная наука: методологические проблемы теории медицины — это в значительной своей части философские проблемы биологии человека, взятые с учетом специфики объекта и предмета медицины, с учетом социальной сущности человека и его потребностей.

К. Маркс и Ф. Энгельс убедительно показали, что диалектикоматериалистическая философия обеспечивает решение философских проблем лучше и адекватнее, чем любая метафизическая или идеалистическая философская система прошлого. Во второй половине XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс дали блестящие образцы разработки философских оснований естествознания, обществознания, социальных проблем здравоохранения.

В. И. Ленин внес значительный вклад в дальнейшую разработку диалектикоматериалистических оснований естествознания, анализируя «кризис физики» конца XIX и начала XX века. Ленинские идеи союза философов и естествоиспытателей являются ведущим принципом единства философского основания науки и ее социального естественнонаучного базиса, диалектическим единством в разработке философских проблем естествознания и медицины. С возникновением марксистской философии начался новый этап взаимосвязи и взаимодействия философии и медицины. Ток реформации шел не только от новой философии, но и из недр самой медицины. В середине XIX века много писалось о необходимости «реформации медицины».

С такой попыткой в середине XIX века выступил Р. Вирхов — создатель целлюлярной патологии, человек, далекий от марксизма. Будучи патологоанатомом, Р. Вирхов вместе с тем считал, что одна патологическая анатомия такой реформации в медицине сделать не в состоянии. Еще в 1846 г. он писал: «Патологическая анатомия может, правда, начать реформу клинической медицины и медицинской практики, но довершить эту реформу она не в состоянии.

Если патологоанатом не желает довольствоваться своим мертвым материалом, замкнутым в простые пространственные отношения, то ему не остается ничего другого, как сделаться вместе с тем и патофизиологом». Далее Р. Вирхов указывал, что «подобно тому как патологическая анатомия развилась рядом с нормальной, так и патологическая физиология должна развиться совершенно независимо, рядом с нормальной физиологией». Немного позже В. В. Пашутин напишет, что многие патологи занимаются «деталями», «погрязли в эмпиризме», в изучении «частностей». Основной же задачей патологии является создание «обобщающей картины патологической жизнедеятельности».

Критикуя философский нигилизм в патологии, В. В. Пашутин (1885) писал:

«Отвечать на общие, широко поставленные вопросы, не выходя из границ научной строгости, гораздо труднее, чем анализировать различные явления в деталях. Ответ на подобные вопросы не только предполагает наличность достаточного количества знаний, затрагивающих исследуемые явления с самых различных сторон, но и требует особенного умения отыскать ту точку зрения, которая дает возможность сделать обзор всей груде фактов, отыскав существенную связывающую их нить, чтобы связать весь существующий фактический материал в одно гармоническое целое. Недостаточное развитие этого обобщающего, философского направления представляет самую слабую сторону современной медицинской науки… Обобщающие полеты ума в сфере патологических явлений совершенно необходимы … ».


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также:

МедБор