Система психической адаптации

05.10.2011

Система психической адаптации

Система психической адаптации постоянно находится в состоянии готовности к выполнению присущих ей функций. «Адекватно отреагировав» на воздействующий на нее фактор внешней среды, система возвращается к исходному состоянию оперативного покоя [Мисюк Н. С, 1973].

В деятельности системы психической адаптации проявляется активность всех выделяемых П. К.Анохиным (1975) узловых механизмов целостных приспособительных актов, включая механизмы афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результатов действия, разработки программы решения, формирования результатов действия, обратной афферентации о результатах действия и сличения смоделированного в акцепторе результата с реально полученным.

Принципиальным отличием функциональной деятельности системы психической адаптации человека от всех других самоуправляемых систем является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуальноличностная оценка природных и социальных воздействий на человека. Благодаря этому осуществляется координирующее, направляющее вмешательство сознательной интеллектуальной активности человека в саморегулирующиеся процессы адаптации.

Адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья, т. е. определенную «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека». В том случае, когда эти «способности» соответствуют уровню, необходимому для активной жизнедеятельности в конкретной ситуации, или превышают его, вероятно, и можно говорить об адаптированной, «нормальной» психической деятельности человека.

Особую трудность вызывают (в силу теоретической неразработанности) показатели психической «нормы». Социологические, психологические и медицинские критерии обычно строятся на негативной, зачастую субъективистской, основе, подчеркивающей факторы, которых в «норме» не должно быть.

Попытки же позитивной оценки «нормальной» психической деятельности крайне редки. Многие обычно ограничиваются перечислением признаков (критериев), определяющих «психическую норму».

Так, Г. К. Ушаков (1972) называет следующие критерии, в первую очередь определяющие психическую «норму»: детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность; соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства (константности) места обитания; максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности; гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней; адекватность реакций его на окружающие физические, биологические и психические влияния и адекватную идентификацию образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений; чувство положения в среде себе подобных, гармонии взаимоотношений с ними, умение уживаться с иными лицами и самим собой; критический подход к обстоятельствам жизни; способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов; адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду); чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций, самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных членов его; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь и др.


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также:

МедБор