Общебиологическое определение болезни


Общебиологическое определение болезни

Общебиологическое определение болезни не исчерпывает всех ее аспектов. Поэтому наряду с этим основным, исходным, фундаментальным общебиологическим определением многие авторы исследуют сущность болезни в социологическом аспекте, психофизиологическом, общемедицинском (клиническом).

Все эти аспекты очень важны, хотя исходным в понимании всех этих сторон болезни может быть только общебиологическое (субстанциональное) понимание болезни. Социологическое определение болезни, включая психофизиологический аспект, выражает определенную степень и уровень нарушения физиологических и психических способностей личности, ведущих к изменению социально-биологических функций человека.

По отношению к человеку условно-рефлекторный механизм имеет несравненно большее, чем для животных, значение, поскольку в арсенал раздражителей включаются сигналы и от второй сигнальной системы (слово); кроме того, многообразие проявлений психической деятельности человека ставит его в особые условия, отличные от условий животного мира, создавая бесконечное число разнообразных по своему характеру и по своей социальной природе раздражений, которые могут при определенных обстоятельствах носить конфликтный характер.

Вторая сигнальная система (речь, слово) играет громадную роль в жизнедеятельности человека. При некоторых условиях слово может стать целебным фактором или причиной болезни (ятрогенные болезни).

Различные воздействия через вторую сигнальную систему могут привести к возникновению тяжелых невротических реактивных состояний [Портнов А. А., Федоров Д. Д., 1957].

Среда человека — это не только комплекс материальных факторов, но и совокупность различных межлюдских взаимоотношений. Если воздействие первой группы факторов может непосредственно обусловливать соматическую патологию, то вторая группа факторов, воздействуя на психику, может привести к подобным же результатам.

При определении основной общебиологической природы болезни необходимо исходить из современного понимания сущности живой системы: живая система есть генетически самовоспроизводящаяся система, способная сохранить свою морфофизиологическую структуру и через систему механизмов саморегуляции активно приспосабливаться к внешней среде.

Живая система способна воспринимать, хранить, преобразовывать и активно реагировать системой приспособительных механизмов на внешнюю информацию, вещество, энергию; в этом плане живая система может рассматриваться как реактивная система. При этом необходимо исходить из современного понимания нормы (нормального состояния); поскольку генотипическая реактивность живой системы определяет оптимальный интервал (диапазон, меру) компенсаторно-адаптационных возможностей организма, постольку мы определили норму [Корольков А. А., Петленко В. П., 1977] как меру жизнедеятельности организма в данных конкретных условиях среды, в пределах которой количественные изменения состояний физиологических процессов удерживаются на оптимальном уровне механизмами реактивной саморегуляции. Болезнь всегда связана с превращениями нормального состояния живой системы в патологическое, есть выход за пределы нормы.

Исходя из этих предпосылок и всего ранее изложенного, мы считаем возможным дать следующее общебиологическое определение болезни: болезнь есть процесс превращения нормального состояния в патологическое, связанный с реактивно-детерминированными изменениями оптимальной меры компенсаторно-приспособительной саморегуляции живых систем или экстремальностью внешних воздействий.

Но данное нами общебиологическое определение болезни не раскрывает еще одного аспекта болезни (и здоровья) человека.

Речь идет о новой теоретической проблеме медицины — проблеме трактовки здоровья и болезни с позиций теории потребностей. Сложность организма человека, его различных аспектов жизнедеятельности такова, что охватить эти связи одним определением просто невозможно.

Однако только в марксистской философии проблема потребности могла получить свое подлинно научное решение на почве материалистического понимания истории. Мы уже видели, что основоположники марксизма связывали природу человека с его потребностями.

Приходится, однако, констатировать, что философы-марксисты еще недостаточно исследовали решение К. Марксом и Ф. Энгельсом проблемы потребностей, хотя в философском наследии основоположников диалектического и исторического материализма есть для этого богатый и крайне ценный материал.

Вместе с тем практические задачи современной жизни, коммунистического строительства, равно как и интересы развития научной мысли, медицинской практики вели к тому, что и в социальных, и в естественных науках внимание исследователей все больше сосредоточивалось на анализе потребностей как внутренних детерминант поведения биологических и социальных систем. Это объясняется тем, что на современном уровне общественного развития возрастает значение субъекта и субъективного фактора во всех сферах жизни общества. Связь проблемы здоровья (болезни) с проблемой потребностей мы рассмотрим ниже.

«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: