Методология научного познания
Знание и сознательное применение наиболее общих законов развития дают ведущий принцип, общий метод, образуют методологию научного познания.
Диалектика, по словам Ф. Энгельса, «…является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой»1.
Научная методология дает возможность в рамках существующей системы познания постигать качественно новые, ранее неизвестные свойства объективного мира. Вместе с тем философский метод — не аксиома, не универсальный ключ к дверям науки. Философские принципы не предшествуют познанию, а вытекают из него.
Их ценность и жизненность — в постоянном применении в качестве средства познания и преобразования мира, в качестве ориентира для обнаружения верного направления научных поисков.
Марксистская методология вооружает познание врача правильным пониманием и верным представлением об источнике наших знаний, дает уверенность в принципиальной познаваемости сложного мира нормальных и патологических процессов.
Марксистсколенинская философия как методология имеет также и определенный социальный аспект.
Марксистсколенинская социология как наука о наиболее общих законах возникновения и развития общества (исторический материализм) выступает в роли мировоззренческой и методологической основы для всех частных общественных (социальных) медицинских наук и для большой группы других «гибридных» дисциплин, стоящих на грани естественных, технических и общественных наук и изучающих человека и общество (педагогических, медицинских, юридических).
Исторический материализм, как и вся марксистсколенинская философия, имеет мировоззренческое и методологическое значение для медицины в целом и особенно для дисциплин, стоящих на грани медикобиологических, клинических и социальных наук, — социальной гигиены, теории, истории и экономики здравоохранения. Методологические, идеологические, политические и моральные аспекты медицины, теории и практики здравоохранения, требующие комплексного исследования, рассматриваются в философии как социальные проблемы современной медицины.
Интерес к системным проблемам отражает мощную современную тенденцию к интеграции наук. Наряду с явно выраженным стремлением общественных наук к использованию методов и языка «точных» наук отмечается и «социализация» естественных и прикладных наук.
Многие вопросы, которые прежде считались только специальными и техническими, ныне приобретают широкое общественное и даже политическое значение, становятся объектом идейной борьбы. Именно так и произошло с рядом проблем медицины (например, трансплантация органов, «генная инженерия», психофармакология).
1Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К, Энгельс Ф. Соч., изд. 2е, т 20, с. 367.
«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко