Социальное поведение
Социальное поведение является интегративной и доминирующей формой поведения и проявления личности, все остальные виды активности определенным образом и в определенной степени зависят от него, обусловлены им.
В силу этого нормативная регламентация и регуляция распространяется и на все остальные виды жизнедеятельности, свойства личности и проявления психической деятельности и активности человека.
Для поддержания и обеспечения социальной структуры общества и процессов взаимодействия социальных групп и людей как субъектов социального поведения и отношений социальные нормы включаются в систему социального контроля общества, его нормативно-ценностную систему (культуру), в институциональные нормативные системы всех институтов общества.
Личность, если она является идентичной самой себе, не может не следовать своим личностным нормам. Всякое отклонение от подлинно личностных норм ведет к расщеплению, дезинтеграции, снижению, нарушению личности.
В последнее время многие психиатры рассматривают психические нарушения, неадекватность и дезорганизацию личности как разрушение прежде всего нормативной регуляции поведения данной личности, причем не только социальной регуляции (что проявляется в основном в социальной психопатии, социальной неадекватности личности), но и личностной регуляции на основе выработанных личностью норм.
Очевидно, что система личностных норм варьирует от личности к личности и именно некоторые ее варианты являются наряду с отображением и усвоением собственно социальных норм наиболее существенными факторами при определении так называемой социальной адекватности или неадекватности личности. Не менее существенно, что принятие социальных норм и следование им также связаны с особенностями структуры личностных свойств и их качественными характеристиками.
Нормативная регуляция включается в динамическую мотивационную систему на основе сформированных у личности ценностных представлений.
Социальное обучение, социальное развитие и нормативное преобразование мотивационной системы личности основаны не на усвоении знаний тех или иных конкретных социальных норм, а в результате освоения человеком условий общения и взаимодействия.
Используемые в этих условиях социальные нормы преобразуют мотивационную систему личности, т. е. выполняют функции факторов, организующих эту динамическую систему и оформляющих необходимую в данных социальных условиях конфигурацию мотивов и побуждений, управляющих поведением личности. Лишь такая перестройка мотивационной системы личности и всей структуры ее свойств и качеств способна обеспечить формирование активной личности.
«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко
- Понимание взаимного перехода нормы в патологию
- Обнаружение группы клеток, склонных к злокачественному росту
- Автоматизация производства
- Забота об охране и укреплении здоровья человека
- Красота природы
- Приспособительные возможности человека
- Система психической адаптации
- Понятие о психической «норме» человека
- Кибернетическая точка зрения на системы
- Психотравмирующие воздействия
- Отношение человека к своему болезненному состоянию
- Разделение неврозов и психопатий
- Невроз
- Взаимодействие
- Биологическое состояние организма
- Пограничные состояния
- Конференция по проблемам медицинской деонтологии