Процесс усвоения социальных ролей личностью - Теория нормологии: концепция оптимального состояния - Основные методологические проблемы теории медицины - МедБор – сборник медицинской литературы

Процесс усвоения социальных ролей личностью


Процесс усвоения социальных ролей личностью

Процесс усвоения социальных ролей личностью, выполнение ею ролевых функций, усвоение общественных идей, культуры, социальных норм, определенного опыта человечества и функционирование их в поведении личности осуществляется по законам не только социологическим, но и социально-психологическим. Человек занимает определенное место в системе общественных отношений. Это объективное положение осознается личностью.

Установки личности, ее субъективные отношения к объективному положению вещей, к другим людям, самому себе, оценки, ориентации, система мотивов поведения, убеждения составляют ядро социально-психологической характеристики личности. Во всех этих составляющих отражается социальный статус личности, совокупность ее общественных отношений. В них выражаются и некая автономность личности, ее относительная самостоятельность, специфичность в системе общественной жизни.

Раскрытие механизма действия социальных факторов на становление личности и закономерности функционирования личности как социально-психологического образования — «основное и специфическое в много-аспектном понимании социальной психологии личности» [Шорохова Е, В., 1975].

Для нас нормально развитый человек — это личность, усвоившая социальные нормы, нормы общественной жизни. В буржуазной социологии под социализацией понимается простое приспособление человека к существующему положению вещей: кто не приспособлен к обычаям, традициям и нравам большинства, тот «ненормален». Иногда такое представление о норме высказывают и некоторые марксисты.

Так, польский социолог Я. Щепаньский (1969) утверждает: «Нормальной личностью мы обычно называем:

  • среднюю в статистическом смысле личность;
  • личность, адаптировавшуюся и ведущую себя в рамках установленных социальных критериев;
  • целостную личность, т. е. такую, все составные элементы которой функционируют в координации с другими».

Мы уже отмечали, что представление о норме как среднестатистическом варианте недостаточно. Для человека характерно не только приспособление к среде, но и активное преобразование среды, вплоть до ее революционного преобразования. Для нормального функционирования общества недостаточна только биологическая нормальность его членов. Еще Н. А. Добролюбов писал: «Животно-здоровой организации недостаточно для человека: для него нужно здоровье человеческое».

Одним словом, проблема здоровья и болезни людей по своему существу не может быть ограничена областью биологического исследования. Рассматривать здоровье и болезнь человека без учета его социальной сущности — значит изучать не целостное явление (человека), а только его часть — организм (биологическое основание).

К. Гехт (1978) пишет, что «мы рассматриваем здоровье как такую физическую и психическую, биологическую и социальную функциональную способность, которая обеспечивает как оптимальные взаимоотношения между человеком и окружающей его средой, между индивидуумом и обществом, так и физическое, психическое и общественное здоровье. Здоровье и трудоспособность не постоянны, изменчивы. Человек может активно изменять условия окружающей среды в соответствии со своими потребностями. Отсюда вытекает, что здоровье, несмотря на все генетические предпосылки, не предопределяется судьбой, а является продуктом тренировок и способно к повышению. Болезнь — это ограниченная жизне- и работо-способность».

Здоровье и болезнь, таким образом, зависят от взаимодействия разнообразных компонентов динамики человека и окружающей среды, причем окружающую среду «мы понимаем как комплекс социальных, естественных (природных) и конструктивно-технических условий» (К. Гехт).


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: