Потребность как существенная основа теории здоровья (нормы) и теории болезни [патологии]

Главная / Основные методологические проблемы теории медицины / Теория потребностей: интегральный фактор жизнедеятельности / Потребность как существенная основа теории здоровья (нормы) и теории болезни [патологии]

Потребность как существенная основа теории здоровья (нормы) и теории болезни [патологии]

Потребность — это объективная необходимость, которую испытывает человек как живая система в веществах, энергии, информации для осуществления своей собственной жизни.

Вся жизнь человека — это осуществление потребностей — материальных и духовных.

Центрами внутрителесной регуляции общебиологических потребностей являются различные отделы ЦНС (В. Ф. Сержантов).

Изменчивый, развивающийся, воспитуемый в течение индивидуальной жизни характер человеческих потребностей, обусловленных потреблением и деятельностью, имеет в своей основе сложный физиологический механизм, который может быть понят как система взаимодействий подкорковых и корковых нервных центров, взаимно связанных и взаимно друг на друга влияющих.

Ныне стал общеизвестным тот факт, что подкорковые центры определяют наследственные, общечеловеческие, видовые пределы потребностей человека.

Материальные потребности, отражаясь в психических сферах (осознанно или неосознанно), выступают одновременно и в качестве идеальных побудительных мотивов, детерминируя поступки людей.

Потребности, будучи жизненными функциями, являются одновременно и формами связи человека, его психического мира с объективным миром. Сознание связано с внешним миром через два канала: непосредственно, через ощущения, восприятия, и через потребности, которые не всегда выступают в форме осознанного отражения.

В литературе справедливо отмечается, что механизм условного рефлекса не отражает всех существенных моментов проблемы человеческих потребностей [Симонов П. В., 1975; Сержантов В. Ф., 1974]. Прежде всего условно-рефлекторный принцип не может быть признан адекватным выражением двоякого характера человеческих потребностей, а именно той общей их особенности, что всякая потребность есть нужда индивида в том или ином объекте, находящемся вне его, и представляет собой определенное направление жизни, один из аспектов самореализации субъекта, т. е. нечто внутреннее.

Всякая потребность человека — единство объективного и субъективного. Потребность объективна постольку, поскольку предполагает предмет, находящийся вне субъекта и поскольку человек не волен иметь или не иметь ту или иную потребность, особенно если речь идет о материальных (общебиологических) потребностях.

Потребность субъективна, и не только в силу того простого факта, что она присуща субъекту, будучи выражением его природы, она субъективна еще и в том смысле, что отображена в сознании, на различных его уровнях, и вообще «пронизывает» многие слои психики человека. При этом отображение потребности в сознании небезразлично для самой потребности, оно представляет собой ее собственное и необходимое функциональное звено, без которого невозможна реализация потребности и, следовательно, функционирование организма.

Более того, «отображение потребностей в сознании есть то динамическое ядро сознания, без которого оно невозможно как целесообразное отображение реальности и как интегрирующий фактор целенаправленного поведения человека» [Сержантов В. Ф., 1974].

Особое значение в понимании физиологических механизмов осуществления потребностей имеет принцип доминанты, установленный А. А. Ухтомским. В соответствии с этим принципом наиболее возбужденные центры, наиболее значимые для организма в данный момент нервные процессы и устойчивые связи «притягивают» к себе и другие нервные процессы.

Целевое, мотивационное значение потребностей объясняется тем, что некоторые устойчивые временные связи коры, лежащие в основе потребностей, находятся в доминантном отношении к остальным корковым процессам. Доминантное положение тех или иных кортикальных процессов, по-видимому, и объясняет связь именно данных «центров», а не других, с различными подкорковыми образованиями.

В результате деятельность человека, направленная на удовлетворение той или другой его потребности, является сложным рефлексом цели, включающим в себя систему связей как коры, так и подкорковых центров, обеспечивающих интеграцию вегетативных и моторных элементов. Этим и объясняется, с одной стороны, многоступенчатость сознательной деятельности человека, предусмотрительный, разумный характер ее, а с другой стороны, ее страстность, целеустремленность.

«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: