Проблема потребностей в психологии

17.10.2011

Проблема потребностей в психологии

Огромное значение проблема потребностей имеет в психологии. Еще в 1934 г. С. Л. Рубинштейн писал, что понятие потребности должно будет занять в марксистско-ленинской психологии крупное место, войти в «инвентарь» ее основных понятий.

Столь же важное значение придавал потребности как элементу мотивационной сферы психики Л. С. Выготский (1956). По мнению Д. Н. Узнадзе (1961), при изучении поведения на всех уровнях его развития наиболее функциональную роль играет понятие потребности, без которой жизнь вообще немыслима.

Лишь в самое последнее время теория потребностей начинает разрабатываться. Нередко при этом потребность ставится в связь с другими мотивационными категориями. Так, А. Г. Здравомыслов (1964) построил следующую цепочку детерминант социальных действий: необходимость — потребность — интерес — цель — свобода,— определив своеобразие потребности в этом ряду как «непосредственное выражение необходимости в структуре субъекта».

Аналогична позиция М. Ф. Филиппова (1968): «Нужда характеризует реальные, объективные отношения между организмом и окружающей средой», потребность же «не есть нужда, а есть отражение нужды».

В. И. Куценко (1972, 1974) строит такую систему категорий: «В живых системах (биологических и социальных) необходимость приобретает еще и форму потребности. Общественная потребность, так сказать, надстраивается над общественной необходимостью… Однако и понятие потребности недостаточно полно охватывает специфику проявления необходимости именно в обществе, ибо оно применимо к познанию не только социальной, но и биологической формы жизни. Специфическую для жизнедеятельности людей форму существования и выражения потребности представляет собой интерес. Если необходимость присуща всем явлениям объективного мира, а потребность — биологическим и социальным организмам, то интерес свойствен лишь человеку».

В социологических исследованиях имеется ясно осознанная тенденция к разграничению понятий «потребность» и «необходимость», к представлению их как системно соотнесенных категорий. Думается, что привычное марксистское положение — свобода есть познанная необходимость— может быть представлено формулой: свобода есть реализация разумно осознанных потребностей.

Основы марксистской концепции потребностей в современной науке М. С. Каган, А. В. Маргулис и А. М. Хмелев (1976) сформулировали в следующих теоретических положениях. Исходное для анализа потребностей положение авторы определяют таким образом: чтобы быть активным, т. е. осуществлять внутреннее детерминированное функционирование, субъект (общество, социальная группа, отдельный человек, любая биосистема) должен состоять из двух механизмов — функционирующего механизма и механизма, детерминирующего это функционирование. По отношению к деятельности, рассматриваемой как система, они являются ее управляемой и управляющей подсистемой.

Очевидно, что потребность системы, взятой в целом, должна быть локализована в ее управляющей подсистеме.

Эта последняя сможет успешно выполнять свое назначение лишь тогда, когда она располагает информацией о том, что необходимо субъекту для его оптимального функционирования, и одновременно о том, в какой мере он этим необходимым обладает, ибо, будучи имманентной субъекту, потребность возникает из соотношения объективных свойств среды, в которой формировался и функционирует данный субъект, и объективных свойств самого функционирующего субъекта.

Механизмом этого «возникновения» является отражение субъектом соотношения между необходимым и наличествующим, которое может выступать в форме или инстинкта, или ощущения, или рассуждения, или идеала. Следовательно, потребность есть противоречие между необходимым и реальным наличием в организме веществ, энергии и информации.

Данное определение можно выразить формулой P = f (N—R), где Р — потребность; N — необходимое; R — реальное; f — знак функциональной зависимости. Формула позволяет точно обозначить те элементы потребности, которые являются необходимыми и достаточными для ее возникновения и существования, и одновременно выявить их связь, т. е. раскрыть структуру потребности:

1. Необходимое (N) есть множество вещественных, энергетических или информационных компонентов, которые нужны данной системе для ее нормального функционирования и развития. Это множество имеет качественную и количественную характеристики. Для понимания его специфики должны быть выделены составляющие его различные объекты (пища, информация, общение и другие потребности) и, поскольку каждый из этих объектов необходим в большей или меньшей степени, он подлежит измерению (интенсивность потребности).

2. Реально наличествующее (R) в данной системе — это то, что ей удалось освоить из среды. Реальное лишь частично перекрывает необходимое, но никогда не становится равным ему в качественном и количественном отношениях. Такое равенство означало бы ликвидацию причины деятельности, а значит, и самой деятельности. Таким образом, N и R являются переменными величинами, и увеличение или уменьшение их разности ведет соответственно к увеличению или уменьшению потребности. При этом «увеличение» и «уменьшение» нужно понимать в двух значениях: как расширение или сужение круга потребностей и как усиление или ослабление каждой из них. Таковы экстенсивный и интенсивный аспекты функциональной зависимости между потребностью, необходимостью и реальностью.

3. Знак функциональной связи (f) означает, что потребность не есть сама объективная разность необходимого для данной системы и объективно наличествующего в ней (такую разность можно было бы определить понятием «надобность», а чаще всего ее обозначают просто как «нужду»), а является отражением этой объективной разности субъектом. В этом смысле потребность следовало бы скорее назвать не субъективной, а субъектной, ибо она принадлежит субъекту и отражает (адекватно или неадекватно) объективное отношение между необходимым ему и наличествующим.

Исходя из этих предпосылок, можно выделить следующие фундаментальные потребности:

  1. потребность в вещах, т. е. в создаваемой человеком в процессе деятельности «второй природе»;
  2. потребность в знаниях, без которых невозможна деятельность;
  3. потребность в ценностях (ценностных ориентациях), направляющих и корректирующих деятельность;
  4. потребность в другом человеке, общение с которым есть необходимое условие деятельности;
  5. потребность в искусстве, выполняющем специфическую и ответственную роль сохранения и передачи накапливаемого социокультурного опыта.

По объекту деятельности потребности делятся на преимущественно материальные, преимущественно духовные и на большую группу потребностей, где ни духовные, ни материальные начала существенно не превалируют.

По продукту деятельности потребности целесообразно делить на связанные с обеспечением средств существования и на обеспечивающие гармоническое развитие личности. По способу деятельности потребности разделяются на рациональные, развивающие личность, и нерациональные, препятствующие этому развитию.

К. Маркс писал, что в соответствии со своей сущностью человек отличается «безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению»1.

1Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. М., Политиздат, 1935, т. II (УП), с. 235.


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также:

МедБор