Классификация результатов психопатологического обследования
Классификация результатов психопатологического обследования может быть осуществлена на основе системы СПСИ-А, а также СПСИ-В и СПСИ-С. Информационной базой для решения проблем классификации в нашей исследовательской группе явились результаты 4300 психопатологических исследований. Эти исследования были накоплены на основе системы СПСИ-А, включающей 198 симптомов.
При обработке результатов проведен вычислительный анализ всей информационной базы; осуществлена также избирательная целенаправленная статистическая обработка данных о некоторых отобранных группах больных. В процессе многовариантной обработки использованы алгоритмы, позволяющие одновременно оценить и обработать множество переменных; что относится, например, к степени выраженности симптомов.
Такой метод способствует решению многих аспектов реабилитации, при которых существенную роль играют не симптомы, а именно сочетания симптомов, или синдромы.
Существенным подспорьем при решении задач классификации явились алгоритмы «Комплексной обучающей классифицирующей системы» [linger S., Wysotzki F., 1981]. Эта система включает большое число многовариантных статистических методов.
Наша рабочая группа применяет следующие методы: кластерный анализ; метод определения уровня дифференцирования; ранжирование признаков по степени их различий; метод [определение значимости (веса) признаков].
Основой для решения задач классификации является, с нашей точки зрения, тесное междисциплинарное сотрудничество исследователей математико-биологического и медико-психиатрического профилей. Такая совместная работа является залогом успеха комплексных исследований.
Результаты, получаемые путем использования упомянутых вычислительных методов, должны на каждом этапе работы анализироваться с чисто медицинской точки зрения и подвергаться соответствующей интерпретации. Такой подход обеспечивает выбор необходимых для решения конкретных задач методов, комбинаций и варьирования параметров, а также проведение поэтапного целенаправленного анализа, необходимого для дальнейшей математической обработки материалов.
Подвергаемые подобному анализу классы заболеваний характеризуются репрезентативным состоянием симптомов, дифференциально-диагностическими феноменами, отличающими рассматриваемые классы, данными, указывающими на возможные ошибки классификации. На этой основе возможна углубленная интерпретация получаемой информации применительно к особенностям классификации с учетом роли таких не учитываемых МКБ факторов, как возраст, пол, характер проводимой терапии и др.
При классификации мы сознательно ограничиваемся результатами психиатрического исследования, так как литература [Brauchli В., 1981; Ni Bhrolchain M., 1979] и наш опыт свидетельствуют о том, что информация, получаемая при сочетании с другими признаками (например этиологическими, свидетельствующими о влиянии терапии), часто с трудом поддается интерпретации.
Приводим более подробную характеристику методов, использованных для решения поставленных задач.
«Фармако-терапевтические основы реабилитации психически больных»,
под ред. Р.Я.Вовина
- Значение разработанных методов для фармакотерапии и реабилитации психически больных
- π-Метод (оценка ошибок)
- Вычислительный классификатор
- Основной принцип методики вычислительного классификатора
- Методы вычислительного анализа терапевтического процесса
- Кластерный анализ
- Способ разделения плоскостей
- Работы по факторному анализу
- Исходные положения исследования
- СПСИ-А
- СПСИ-В
- Многомерная классификационная система
- Диагностические категории МКБ
- Обсуждение методов
- Постановка проблемы
- Методические концепции постановки диагноза в психиатрии