Принципы разработки проблем человека и личности


Принципы разработки проблем человека и личности

Классики марксизма-ленинизма выявили коренные, решающие закономерности, которые воздействуют на человека, и открыли основополагающие научные принципы разработки проблем человека и личности.

Основные из них:

  • определение сущности человека как совокупности всех общественных отношений; в этом определении заключено требование понимать личность как явление прежде всего социальное и идти в исследовании от общества к личности, а не наоборот;
  • понимание личности как определенной конкретно-исторической интеграции социально-значимых черт в индивидууме, вырабатываемых в процессе его предметно-практической деятельности, в конкретно-исторических обстоятельствах и условиях жизни, как активное отражение в индивидууме всего типичного и вместе с тем исторически неповторимого социально-политического и духовного своеобразия данной эпохи;
  • рассмотрение личности как объекта и как субъекта общественных отношений и взаимного воздействия общества на человека и человека на общество;
  • диалектический, конкретно-исторический подход к проблеме личности;
  • многоаспектность решения проблемы личности, понимание специфических, биологических, психологических свойств и особенностей индивида как необходимой предпосылки выработки у индивида социально значимых черт личности.

В дискуссии по проблеме соотношения социального и биологического в личности должна быть учтена наблюдающаяся в современной науке тенденция к установлению единства между естественными и общественными науками. В процессе изучения личности недопустимы ни односторонний биологизм, ни односторонний социологизм.

В заключительной речи на симпозиуме П. К. Анохин (1972) высказал мнение, что социальные компоненты личности регулируют биологические структуры, но не подавляют последние. Личность человека — есть продукт социальных процессов, которые, в свою очередь, сказываются на организации нейрофизиологических процессов мозга.

Философски правильным решением этого вопроса является не отрыв социального от биологического и не сведение одного к другому, а признание постоянно взаимодействующих и взаимоопределяющих друг друга сфер бытия.

Вполне можно согласиться с Я. С. Иоришем (1969), который утверждает, что «совершенная личность в целом (не отдельных уникумов, а всех людей земли) может возникнуть в условиях гармонии современных социальных условий и совершенной биологии человеческого организма (достигаемой прежде всего путем управления этой биологией на основе открытий естествознания)».

Биологическое и социальное не рядоположены, здесь нет места для дуалистического понимания природы личности. Проблема соотношения социального и биологического рассматривается в настоящее время как проблема высшего и низшего уровня развития материи. Согласно этой концепции, социальное как высший уровень включает в себя биологическое как низший, но не уничтожает, а сохраняет в качестве своей основы.

Среда для человека — это не что-то внешнее и прямолинейно действующее. Социальная среда — это внутренне необходимое, органически вплетающееся в жизнедеятельность человека. Биологическое в человеке не отъединено от социального. Они тесно связаны, переплетаются и взаимодействуют друг с другом.

Люди создают новые социально-экономические условия, преобразуют окружающую природу. Некоторые биологические функции современного человека подвергаются существенной перестройке под влиянием различных социальных факторов, под воздействием научно-технического прогресса.

Эти факторы могут способствовать ускорению физического развития людей (акселерация), изменению демографических процессов (постарение населения), а также возникновению и распространению ряда болезней [Карсаевская Т. В., Шаталов А. Т., 1978].

Только в XX веке возникла возможность выявления некоторых биологических потенций человека [Петленко В. П., 1973].

Все новые открытия естественных наук убеждают нас в том, что глубоко был прав К. Маркс, когда писал: «Сама история является действительной частью истории природы, становления природы человеком. Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука»1.

1Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. — В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 596.


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: