Теория потребностей: интегральный фактор жизнедеятельности

Главная / Основные методологические проблемы теории медицины / Теория потребностей: интегральный фактор жизнедеятельности

Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснить их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)…

Ф. Энгельс


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Рассмотрим новую теоретическую концепцию медицины: потребность— здоровье — болезнь. Все рассмотренное выше позволяет сделать следующие теоретические выводы: Потребность — это объективная необходимость, которую испытывает человек как живая система в веществах, энергии, информации для осуществления своей собственной жизни. Жизнь человека — это осуществление потребностей: материальных (вещественно-энергетических) и духовных (содержательных и информационных). Центрами внутрителесной организации и регуляции…


Новейшие достижения невропатологии и психосоматической медицины подтверждают значение поведенческих факторов в генезе невротических состояний. По мере углубления наших представлений о природе и механизмах невротических заболеваний становится очевидным, что не просто нервная перегрузка, а эмоциональные травмы более сложного происхождения чаще всего ведут к декомпенсации типологических дефектов нервной системы. Всемерное подчеркивание роли социально-психологических факторов не принижает значения…


К сожалению, наши сведения о многих материальных и духовных потребностях человека крайне ограничены, приблизительны и неполны. Пока мы можем выделить только две большие группы потребностей, одни из которых обеспечивают самосохранение индивидуума, рода и сообщества («потребности нужды» — по классификации некоторых авторов), а другие — их прогрессивное развитие, усложнение и обогащение («потребности роста»). Такое разделение потребностей…


Поскольку эстетические потребности столь специфически значимы для человеческой деятельности, возник своеобразный механизм развития этих потребностей. Если в филогенезе отношение эстетической потребности и деятельности можно выразить формулой: деятельность — потребность — деятельность, то в онтогенезе это соотношение схематически выглядит таким образом: потребность — деятельность — потребность (М. С. Каган). Связь потребности и деятельности можно представить в…


Духовные потребности индивидуальны и ненаследуемы. Они вырабатываются в ходе индивидуальной жизни, хотя и имеют всегда какой-то генетический компонент. К числу их относятся разнообразные потребности деятельности, потребности общения, дружбы, любви и товарищества, общественные чувства и привычки, эстетические потребности, интеллектуальные интересы и другие индивидуально складывающиеся в течение жизни устойчивые черты людей. Если материальные потребности наследуемы и социальные…


П. В. Симонов (1975, 1976) установил, что любые действия по удовлетворению существующей потребности требуют информации, необходимой для организации этих действий. Тем не менее единственным способом удовлетворения материальных потребностей субъекта остается не информация о возможности удовлетворения, не сенсорные образы пищи, одежды, жилища, но сама пища, сама одежда, само жилище. Вместе с тем мы встречаем класс потребностей,…


Потребность — это объективная необходимость, которую испытывает человек как живая система в веществах, энергии, информации для осуществления своей собственной жизни. Вся жизнь человека — это осуществление потребностей — материальных и духовных. Центрами внутрителесной регуляции общебиологических потребностей являются различные отделы ЦНС (В. Ф. Сержантов). Изменчивый, развивающийся, воспитуемый в течение индивидуальной жизни характер человеческих потребностей, обусловленных потреблением…


Трансформация общественных потребностей в личные, по П. В. Симонову, связана с деятельностью эмоционального механизма. Приспособленный к отражению биологических потребностей и к стимулированию необходимой для их удовлетворения деятельности, он выполняет ту же работу и в отношении нужд человека как социального существа; коренная перестройка эмоционального механизма в процессе перехода психики с биологического уровня на социальный протекала, повидимому,…


Нравственная потребность может быть исследована, во-первых, как потребность общества в целом или определенной общественной группы, проявляющаяся в специфической системе регуляции человеческих отношений, в особом типе их оценок; и, во-вторых, как потребность индивида в определенного рода поведении. Особое значение в этом контексте приобретает потребность в общении. В отличие от потребности в регуляции совместной деятельности, которая является…


Огромное значение проблема потребностей имеет в психологии. Еще в 1934 г. С. Л. Рубинштейн писал, что понятие потребности должно будет занять в марксистско-ленинской психологии крупное место, войти в «инвентарь» ее основных понятий. Столь же важное значение придавал потребности как элементу мотивационной сферы психики Л. С. Выготский (1956). По мнению Д. Н. Узнадзе (1961), при изучении…


МедБор