Теория состояний: уровневая концепция объекта медицины

Главная / Основные методологические проблемы теории медицины / Теория состояний: уровневая концепция объекта медицины

Человек должен… познать себя самого, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности…

Ф. Энгельс

Системный анализ человека как объекта медицины

Состояние человека и человеческой популяции как объекта медицины

Человек всегда был важной и универсальной проблемой философии. История философии свидетельствует о том, что почти все выдающиеся мыслители прошлого включали в свои системы проблематику человека.

В зависимости от социально-исторических условий, уровня развития наук они по-разному ставили и решали вопрос, что такое человек, стремясь выяснить место человека в мире и обществе, смысл его существования.

И все же можно сказать, что в современную эпоху проблема человека приобрела особую актуальность. На XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев вновь подчеркнул, что человек — главное, бесценное богатство нашего общества1.

Она обрела свою особую значимость не только и не столько в силу традиции, а потому, что в условиях ускоренного динамизма социальных процессов, небывалого прогресса науки и техники со всей остротой встали вопросы о возможностях и последствиях господства человека над природными и социальными силами, о соответствии технического прогресса уровню нравственного развития человека, о критериях ответственности за свои поступки, о путях реального воплощения гуманистических идеалов.

В отличие от предшествовавшего периода современное состояние исследований человека характеризуется таким многообразием подходов к изучению человека, которого еще не знала история естественных и общественных наук.

Проблема человека стала одной из ведущих тем философии и социологии, этики и эстетики, литературы и искусства.

В марксистской науке все более утверждается идея необходимости комплексного подхода, в котором философский аспект все же имеет определяющее методологическое значение для всех других, так как он, во-первых, формирует общую методологическую и мировоззренческую установку в исследовании такого сложного и многогранного феномена, как человек, и, во-вторых, опираясь на специальные науки системы человеко-знания и свои синтезирующие возможности, философия способствует развитию целостной концепции человека.

Логика исследований человека в общественных и естественных науках все более настоятельно выдвигает не только задачу обобщения и систематизации многочисленных данных о человеке, полученных специальными науками, но и задачу дальнейшей позитивной разработки собственно философского аспекта проблематики человека и единых методологических принципов ее исследования.

Следует, однако, сказать, что в современной марксистской литературе, в той или иной степени обсуждавшей эти задачи, еще не выработалась общепринятая точка зрения относительно определения самого предмета исследования философского аспекта проблемы человека, круга вопросов, относящихся к данной теме, соотношения философского уровня познания человека с другими видами познания.

Видимо, в подходах к вопросу о предмете и специфике философского познания человека могут быть не только сходства и совпадения, но и отличия, порождаемые недостаточной еще разработанностью как отдельных сторон многообразной человеческой жизнедеятельности, так и исследований, дающих целостное представление о человеке.

Пристальное внимание к исследованию биологических сторон человека вызвано обнаружением противоречивого характера влияния общества на все природные факторы.

Оно проявилось в ряде взаимосвязанных проблем современности: в глобальных нарушениях экологического равновесия; в новых демографических тенденциях, изменениях темпов роста населения и его возрастной структуры; в изменениях картины болезней человека; в нарушениях соответствия социальной и биологической сторон в онтогенезе человека в связи с акселерацией и более поздним старением [Карсаевская Т. В., 1979].

Предвидеть возможные результаты сознательного вмешательства в ход этих процессов можно только при глубоком и детальном проникновении в механизмы влияния общественного прогресса на биологическое развитие человека.

Эти вопросы стали особо актуальными в эпоху интенсивного воздействия на человека экстремальных факторов среды.

1Брежнев Л. И. Отчет ЦК КПСС XXVI съезду КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. — В кн.: Материалы XXVI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с. 33.

«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Перейдем к характеристике болезни. В свое время нами [Петленко В. П., 1960, 1967, 1968, 1971; Петленко В. П., Царегородцев Г. И., 1979] подробно и обстоятельно анализировались различные аспекты и критерии болезни. В медицинской литературе болезнь связывается обычно с нарушением приспособляемости организма к окружающей среде и снижением общественно-производственной деятельности человека, со снижением биологической активности и социально…


Общебиологическое определение болезни не исчерпывает всех ее аспектов. Поэтому наряду с этим основным, исходным, фундаментальным общебиологическим определением многие авторы исследуют сущность болезни в социологическом аспекте, психофизиологическом, общемедицинском (клиническом). Все эти аспекты очень важны, хотя исходным в понимании всех этих сторон болезни может быть только общебиологическое (субстанциональное) понимание болезни. Социологическое определение болезни, включая психофизиологический аспект, выражает…


Животные биологически приспосабливаются к обитанию в условиях определенных климатических и ландшафтных зон. Перемещение животного в другие условия в ряде случаев влечет за собой его гибель. Человек же свободно мигрирует из одной природной зоны в другую, из одних природных условий в другие, обходясь без коренного преобразования своего анатомического субстрата и опираясь лишь на имеющиеся в его…


Сохранение и воспроизведение эстетических ценностей природы должно войти в общий комплекс социальных и экологических мероприятий по психосоматической оптимизации отношений между человеком и средой, стать элементом профилактической психогигиены, включающей три основных уровня. Первичная профилактика — это диспансеризация здорового населения и психогигиена, т. е. сумма мероприятий, направленных на предупреждение самого факта возникновения болезни. Сюда входит широкая система…


Возникновение человека и формирование человеческого общества есть гигантский качественный скачок в развитии природы. При всей непосредственности связей человека с природой, обусловленных его анатомо-физиологической организацией, человек выделяется из природы благодаря труду. Производительная деятельность человека означает, что он активно воздействует как на окружающую, так и на свою собственную природу. И по мере развития человека и человеческого общества…


Некоторые философы, биологи, врачи пишут о «биосоциальной сущности» человека. Представляется, что здесь ошибочно смешиваются социальная сущность человека и его биологические предпосылки. Можно согласиться с Г. А. Югаем (1975), что точнее говорить не о биосоциальной сущности, а о биосоциальной структуре человека: «Сущность человека всегда и со всех точек зрения социальна. Другой сущности человека нет и не…


При анализе важнейших положений и высказываний К. Маркса и Ф. Энгельса о приобретении человеком личностных характеристик в процессе формирования его общественных связей и отношений с другими людьми можно заметить, что этот процесс отнюдь не понимался ими упрощенно. Это вовсе не механическое воспроизведение и персонализация внешних воздействий. Речь шла о том, что эти воздействия активно перерабатываются…


Классики марксизма-ленинизма выявили коренные, решающие закономерности, которые воздействуют на человека, и открыли основополагающие научные принципы разработки проблем человека и личности. Основные из них: определение сущности человека как совокупности всех общественных отношений; в этом определении заключено требование понимать личность как явление прежде всего социальное и идти в исследовании от общества к личности, а не наоборот; понимание…


Общественное здоровье, хотя и складывается из здоровья отдельных индивидуумов, но не является их простой суммой. Общество (в отличие от индивидуума) всегда болеет; мало того, в обществе всегда кто-то умирает и рождается, кончает жизнь самоубийством, терпит аварии и катастрофы, страдает от голода и войн… Нетрудно видеть, что такой критерий здоровья, как отсутствие болезни, к определению общественного…


Нетрудно доказать, что право распоряжаться своим здоровьем полностью укладывается в марксистское понимание свободы вообще и что личное здоровье неотделимо от общественного и принадлежит, так же как и жизнь, обществу, хотя бы потому, что общество берет на себя обязанность охраны того и другого, и не только охраны, но по отношению к здоровью и укрепления, и что…


МедБор