Неповторимость

25.08.2011

Неповторимость

Неповторимость неотделима от индивидуальности, является ее неотъемлемым признаком [Ананьев Б. Г., 1977]. Но сама неповторимость не является интегративным (объединяющим) фактором индивидуальности.

Любая личность всегда чем-то неповторима, но не любая неповторимость относится к индивидуальности. К. Маркс отмечал, что только при определенных условиях можно принять несравнимость человека за его индивидуальность1.

Одним словом, прав И. И. Резвицкий (1973), когда пишет, что сведение индивидуальности к факту неповторимости значительно обедняет ее научный анализ и затрудняет критику индивидуалистического понимания человека в буржуазной философии.

Определение индивидуальности через неповторимость и единичность является необходимым, поскольку оно позволяет очертить ее контуры и границы, выявить ее сходство и отличие от других близких явлений. Однако сами по себе черты неповторимости и единичности являются лишь частичными определениями, характеризующими индивидуальность не в целом, а с определенной стороны, и поэтому недостаточны.

Они не дают возможности раскрыть ее внутреннюю структуру, выяснить общие механизмы ее функционирования и развития, определить место индивидуальности в социальной структуре общества.

Индивидуальное функционирование неразрывно связано с централизацией, с согласованием различных органов, систем человека в целостную систему. Человек перестает быть самостоятельной индивидуальностью, если он утрачивает способность целеустремленно распоряжаться своими внутренними возможностями, резервами, свободами, если он стеснен в своей свободе, если он не может определенным образом организовать свои внутренние силы и способности для достижения своей цели.

Больной человек не теряет своей индивидуальности (нозологической специфичности), но он теряет активную самостоятельность в действиях, теряет оптимальную связь со средой и коллективом. Его индивидуальность биологически перестает быть самостоятельной, она нуждается в социальной помощи других. Неповторимость человека есть черта его индивидуальности, а не наоборот. Человек неповторим потому, что он является самим собой — самобытным и несравнимым.

Отдельный человек всегда чем-то неповторим, чем-то отличается от других людей. Диалектика здесь такова: отдельное (человек) есть единство общего, особенного и единичного. А. П. Шептулин (1971) писал: «Самостоятельно существует лишь отдельное, отдельные предметы, явления, процессы, которые представляют из себя единство единичного и общего, повторяющегося и неповторимого.

Общее же и единичное существует лишь в отдельном, в виде его сторон, моментов отдельного». Отдельная индивидуальность (индивид) — единство неповторимого (единичного), частично повторимого (особенного) и повторимого (общего).

Единичное — предпосылка индивидуальности, в то время как общее является ее содержательной основой, ее сущностью.

Индивидуальность — специфическая форма выражения общей природы человека. Сущность индивидуальности следует искать не вне человека как совокупности общественных отношений, а в отдельном (индивиде). Общее существует лишь в отдельном и проявляется через отдельное (В. И. Ленин)2.

Человеческая индивидуальность — это неповторимая структура ее внешних и внутренних сторон, специфика механизмов отражения, функционирования, развития, наличие самосознания, самооценки, собственного Я, влияющих на все стороны человеческой жизнедеятельности.

В изучении человека, его нормальной и патологической жизнедеятельности невозможно отвлечься от его индивидуальности и нозологической специфичности.

1См. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 441 — 444.

2См. Ленин В. И. Философские тетради. — Поли. собр. соч., изд. 5-е, т. 29, е. 318.


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также:

МедБор