Противоречивость патологического процесса


Противоречивость патологического процесса

Здоровье и болезнь как особые формы саморегуляции живых систем

А. А. Богомолец (1934), говоря о единстве таких противоположных начал, как норма и патология, писал, что «первая включает в себя вторую как свое внутреннее противоречие». На это указывал и Н. А. Семашко (1928), считая, что здоровье и болезнь — понятия, диалектически находящиеся в неразрывной связи между собой. Само понятие «здоровье» человека имеет смысл лишь постольку, поскольку оно предполагает противоположное состояние личности, отражаемое понятием «болезнь». Указанные состояния жизнедеятельности внутренне едины, каждое из них содержится в другом как момент своего собственного отрицания. Здоровье переходит в свою противоположность— в состояние болезни; болезнь предполагает здоровье.

Живая система обладает свойствами как открытых, так и закрытых систем. Если бы организм был только закрытой системой, он был бы абсолютно автономным образованием.

Биология таких систем не знает. Не является он и только открытой системой, т. е. абсолютно зависимой от среды.

В биологии известны системы, лишь относительно автономные, т. е. относительно независимые от среды. Главный критерий автономности живых систем — наличие специфических внутренних противоречий, имманентно связанных со структурой данных систем и лежащих в основе внутренних причин их самодвижения. Как указывал В. И. Ленин, «Условие познания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей»1.

Философское учение о противоречии является центральным пунктом, сутью, «ядром» материалистической диалектики. По Гегелю (1930), «противоречие — вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить». «…Противоречие,— замечает он в другой работе, — …есть корень всякого движения и жизненности» [Гегель, 1934]. «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения»2,— писал К. Маркс.

Движение происходит, по Ф. Энгельсу, «…путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой…»3. «Развитие,— писал В. И. Ленин,— есть «борьба» противоположностей» 4.

1Ленин В. И. Философские тетради. — Поли. собр. соч., изд. 5-е, т. 29, с 317.

3Маркс К. Нищета философии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 4, с. 136.

3Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К, Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 526.

4Ленин В. И. Философские тетради. — Поли. собр. соч., изд. 5-е, т. 29, с. 317.


«Основные методологические проблемы теории медицины»,
В.П.Петленко

Смотрите также: